Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 января 2023 г. 19:53

7K

5 "...попав в переплет, каждый становится героем своей собственной детективной истории"

Бывают книги, когда ты точно знаешь, куда тебя заведет писатель. А бывают такие авторы, как Ирвин Шоу, с которым любое книжное путешествие оборачивается в настоящую одиссею, о финале которой остается только догадываться…

“Ночной портье” стал для меня еще одним ярким и говорящим самим за себя доказательством разностороннего таланта Шоу. Пожалуй, этот роман не похож ни на одну из ранее прочитанных мною книг автора, разве только лирично-меланхоличное настроение “Ночного портье” малость перекликается с “Вечером в Византии”, да и только.

Поначалу писатель играет с читателем, заставляя того уверовать, что лежащий перед ним роман не что иное как захватывающий и увлекательный приключенческо-криминальный триллер с детективной составляющей. И лишь спустя какое-то время читателя наконец осеняет, что его водили за нос - “Ночной портье” оказывается темной лошадкой.

Итак, вот то самое обманчивое лихое начало: главный герой, бывший летчик Дуглас Граймс, после потери пилотной лицензии из-за проблем со зрением, устраивается на работу ночным администратором и ведет ничем не примечательную обыденную жизнь.

Но однажды, находясь на ночном дежурстве, он обнаруживает рядом с телом умершего от сердечного приступа клиента футляр, наполненный огромным количеством стодолларовых купюр. Искушение оказывается слишком сильным, и теперь жизнь Дугласа в опасности - ведь деньги принадлежали очень влиятельным и опасным людям…

Несмотря на высокую насыщенность событиями, сюжет в романе не занимает главенствующую роль. Это только фон, на котором еще ярче оттеняются людские образы и характеры, и который заставляет задуматься о самых разных сторонах нашей с вами жизни.

Деньги - это зло? Или, как говорит сам автор: “Деньги - это и болезнь, и лекарство”. А может быть, по словам одного из героев: “Это всего лишь деньги, дорогой друг, а мы все же стоим большего”?

Или прав главный герой Дуглас Граймс? “Но я давно уже решил, что в мире лишь одна бесконечная несправедливость. Что я видел и пережил? Войны, в которых гибли миллионы невинных людей, разрушения, засухи, голод. И наряду с этим продажность верхов, обогащение воров и постоянное умножение жертв. И почти никакой возможности избежать или хотя бы облегчить страдания. Признаюсь, я всегда стремился не попасть в число жертв. Как я мог заметить, у кого деньги, те не становятся жертвами. Деньги приносят свободу быть самим собой. Бедняк же подобен мышке, блуждающей в лабиринте. У него нет выхода, в поисках пути им движет голод. Конечно, та или иная мышка может выскочить из лабиринта. Или случайно, или по счастью, как мы с вами”.

Кстати, насчет нашего главного героя - я еще не встречала настолько безликих и пассивных главных героев. Даже несмотря на многие решительные и энергичные поступки, требующие силы воли и смелости, Майкл остался для меня тусклым и размытым образом. Такое чувство, что он просто плывет по течению, ожидая, куда его вынесет очередной поворот судьбы.

А может быть Ирвин Шоу сделал это специально, как, например, в свое время поступила Дафна Дю Морье, оставив главную героиню “Ребекки” безымянной? Может, писатель хотел, чтобы читатель отождествлял себя с главным героем и пытался найти ответ на вопрос: а как бы я поступил в таких обстоятельствах?

Ведь каждый из нас хоть раз, но мечтал о неожиданно свалившемся богатстве, которое позволит бросить ненавистную работу и повседневную рутину и наконец начать жить для себя и так, как хочешь именно ты…

“Можете представить, чтобы я каждый день ходил к девяти часам на работу? Подумать страшно. Ни за какие деньги в мире не согласился бы на такую каторгу. Да еще пришлось бы все время улыбаться”.

В отличие от Дугласа, его друг и товарищ Фабиан Майлс потрясает читателей своей яркостью и экстраординарностью. Баловень судьбы, любимец женщин, человек, который может сделать деньги на чем угодно, обладатель безошибочной интуиции и мощнейшего природного обаяния, составляет ошеломляющий контраст с главным героем. Видимо, и вправду противоположности притягиваются.

Финал истории - словно удар обухом по голове. Дело вовсе не в эффекте неожиданности - наоборот, такое завершение истории вполне предсказуемо и соответствует меланхоличному духу самого романа.. Но, тем не менее, остается чувство некоей незавершенности, недосказанности. Хочется спросить: “И это всё?”.

Если меня спросят, о чем эта книга, я отвечу, что она в первую очередь о простом человеческом одиночестве, а вовсе не о деньгах, морали или причудливых поворотах судьбы. А еще “Ночной портье” - памятник всем нашим самым несбыточным мечтам, которые могут воплотиться в жизнь только на книжных страницах.