Больше рецензий

26 декабря 2013 г. 14:11

2K

4.5

«Времени и пространства не существует; цепляясь за крохотную основу реальности, воображение прядет свою пряжу и ткёт узоры: смесь воспоминаний, переживаний, свободной фантазии, вздора и импровизаций».
Август Стриндберг

Жестокий мир кино. Жестокий Ингмар Бергман, неумолимый и безжалостный - по отношению к себе. Книги, подобные этой, – не автобиографии в классическом понимании как последовательное описание собственной жизни, а некий вариант самоанализа или саморазоблачения – часто называют автобиографиями души. И душа Ингмара Бергмана исключительная!

Вероятно, история, рассказываемая великим шведским режиссёром, может испугать впечатлительного читателя: грубая откровенность, интимные, не-для-посторонних эпизоды, неприлично-жутковатые сцены. Может быть, таким способом Бергман старался «отпугнуть» праздно любопытствующего читателя? Но перечисленное - лишь малая часть книги, быть может, необходимые для писателя подробности, без которых история души была бы неполной, даже лживой. Что же такое «Латерна магика» в целом, наиболее точное представление даёт, пожалуй, цитата из «Игры снов» Стриндберга, выбранная в качестве эпиграфа.

Автобиография всегда очень личная книга, это естественно; но отсюда вытекает насущная необходимость, изображая события и людей, суметь отстраниться, взглянуть со стороны, чтобы создать достаточный обзор. Бергману, в том числе в силу профессиональных навыков, это удалось блестяще. Автор-герой - человек сильных чувств и глубоких переживаний, страстный, впечатлительный, но не сентиментальный. Поэтому и его воспоминания, можно уверенно сказать, не страдают излишней литературностью, изяществом слога или декоративным повествованием – это констатация фактов, не мелодраматическое описание событий и не ностальгия по ушедшим временам. За одним, нет, кажется, двумя исключениями: нежелание писать о жене и финал. «Мы с женой очень близки. Один думает, второй отвечает, или наоборот. У меня не хватает слов, чтобы описать наше сродство. Но есть одна неразрешимая проблема: в один прекрасный день удар косы нас разлучит». Предчувствие будущего – не это ли результат долгого общения с «демонами», умения слушать и понимать предсказания бессознательного? Автобиография была окончена в 1986 году, Ингрид фон Русен умерла в 1995-ом году, Ингмар Бергман прожил ещё 12 лет.

Да... И финал. Очень кинематографичный – в смысле завершающий, ставящий точку и символичный в контексте всей книги, но, опять же на языке кинематографии, повисший в воздухе. Наверное, и не могло быть иного финала для объективно неоконченной истории? Ещё раз сказать о правиле, которому автор-герой следовал всегда, теперь с некоторым сентиментальным настроением, девиз жизни или унаследованное умение (чуть ли не единственное, что было общего у его родителей): надо справляться, самому, по мере сил. Так Бергман и жил.

Комментарии


Вероятно, история, рассказываемая великим шведским режиссёром, может испугать впечатлительного читателя: грубая откровенность, интимные, не-для-посторонних эпизоды, неприлично-жутковатые сцены.


Как снимал, так и писал. То бишь в фильмах-то физиологических деталей и страшилок нет; но вот этим бытовым ужасом, человеческой неудовлетворенностью, непристроенностью, семейными и жизненными катастрофами фильмы изрядно бьют по нервам.
Еще очень хороша его "трилогия" про родителей: «Благие намерения», «Дети воскресенья» и «Исповедальные беседы».


Скорее, как писал, так и снимал (или одновременно видел-писал?), поскольку большинство сценариев - собственные.
Спасибо, что написали про трилогию! "Благие намерения" уже прочитала, замечательно, что еще есть "продолжение"...


Я сейчас читаю эту книгу. Удивительное ощущение присутствия Бергмана, его потрошение собственной персоны - с одной стороны пугает откровенность и честность перед собой прежде всего, а с другой вызывает невероятное уважение эта самая честность.
Впрочем, как и его фильмы. Личные, но заставляют думать и копаться в себе, в окружающем мире.
Спасибо за замечательную рецензию!


Вы очень точно выразили общее ощущение от книги - пугающая откровенность, даже становится неловко. Особенно меня поразило описание "переживаний" после налогового скандала.
А вы не читали Стриндберга? Проза Бергмана, мне кажется, чем-то похожа, только Стриндберг пишет как бы изнутри, отсюда ощущение исключительной субъективности и предвзятости, а у Бергмана получается взглянуть на себя со стороны.


У Стриндберга я читала только две пьесы: ''Фрекен Жюли'' и ''Пляска смерти''; и ''Слово безумца в свою защиту''. Понимая всю гениальность этого писателя, мне очень тяжело его читать, тяжело именно из-за этого ''пишет изнутри'' - получается такое погружение именно во внутренний мир Стриндберга и я там теряюсь, не как читатель, а как личность. Но читать я его буду, конечно же, потому что он гениален.
А Бергман даже в автобиографии, препарируя себя, оставляет и для меня место. Он предельно откровенен и рассказывая о своих женщинах и изменах, и о родителях. Я вижу что он проделал огромный путь в своей жизни. Для меня этот опыт Бергмана бесценен.