Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

26 декабря 2013 г. 01:31

240

3.5

39024-6d3b1-74550263-400-u7e82b.jpg

Вот странно, это книга авторства далеко не последнего человека в советской авиации на протяжении долгих десятилетий, полвека (!) пробывшего на командных должностях в ВВС страны, генерал-полковника инженерно-технической службы. Он немного не дожил до ста лет, его некролог был озаглавлен "Патриарх авиации" - а памяти в Сети практически не осталось. Нет ни данных в Вики или на каком-нибудь авиационном ресурсе, нет даже приличного качества фотографии. Впрочем, последнее я исправил, отсканировав портрет со странички под обложкой, что же касается биографии, то эта книга мемуаров и есть главная память о человеке.

Александр Николаевич Пономарев был советским учёным в области авиации, лауреатом Государственной премии, генерал-полковником инженерно-технической службы (1960, с 1984 - авиации), д.т.н., профессором. С 1937 г. был начальником факультета ВВИА им. Н.Е.Жуковского, с 1941 - зам. начальника Ленинградской ВВИА по научной и инженерной частям. Во время Великой Отечественной войны организовывал работу академии в эвакуации, по совместительству был главным инженером 1 ВА, затем назначен начальником академии. В 1946-1953 гг. председатель научно-технического комитета ВВС. В состав НТК ВВС вошли видные военные ученые - специалисты по аэродинамике, вооружению, двигателям и оборудованию летательных аппаратов. Научно-технический комитет ВВС под руководством А. Н. Пономарева определял перспективы развития авиационной техники, привлекая для решения проблемных вопросов выдающихся ученых Академии наук страны С 1953 г. был зам. главкома ВВС по вооружению. На этом посту в полной мере раскрылся его организаторский талант.
А. Н. Пономарев принимал активное участие в создании новых и развитии существующих научно-исследовательских и испытательных институтов ВВС. Он внес свою лепту в создание космических летательных аппаратов и организацию космических полетов.

Примерно так вкратце. Не всем известный авиаконструктор - но прежде всего талантливый организатор обладающий виденьем развития авиатехники в настоящем и будущем, направляющий научные разработки, распределяющий работу среди КБ в соответствии с их традициями, компетенциями и возможностями. Человек лично знавший всех великих конструкторов всего времени существования Союза, заходивший поговорить "на ты" о технике к уже смертельно больному Королеву к примеру. Эта книга - это история авиации страны в преломлении жизни одного человека. Он был техником на аэродроме, где летал курсант Чкалов , как владеющий французским он помогал осваивать Як-1 летчикам эскадрильи "Нормандия-Неман" , учил в академии Жуковского всех будущих командующих воздушными армиями времен ВОВ и увидевший, как его ученики достигали вершин карьеры, вроде маршала ВВС Вершинина. Он стал свидетелем рождения самолётов: от первых цельнометаллических тарахтелок до по сию пору летающего Ту-154, не говоря уж про десятки других аппаратов для армии и мирного неба. В целом, книга больше всего и интересна личными впечатлениями автора от встреч со знаменитыми конструкторами и их творениями. Неожиданный факт из биографии - он был членом советской делегации на трёхсторонних переговорах в апреле-августе 1939 года между СССР, Великобританией и Францией о заключении договора о взаимопомощи, как известно, провалившихся, и оставил в книге воспоминания о внутренней атмосфере дипломатической интриги.

"Ах, какая была держава!" И печально это все на фоне современной авиации. Ил-76 по описанию автора поднялся в небо спустя год после утверждения проекта и летает до сих пор. А сейчас новая техника рождается чуть ли не десятилетия. Конечно, вина тому и достигнутый предел в технологиях, но той мощнейшей авиаиндустрии Союза у нас уже нет, и уже не будет.