Больше рецензий

21 января 2023 г. 05:38

69

4 Остатки древних мифов германских народов

В книге описываются основные события знаменитого эпоса "Песнь о нибелунгах", который в Германии считается чем-то вроде Махабхараты для Индии. В отличие от других изданий эта книга написана в прозе и вроде бы адаптирована для детей, хотя многое из описываемого здесь сегодня бы пометили как 16+

С художественной точки зрения у меня нет никаких претензий к автору. Сказание написано прекрасно, легко читается и хорошо усваивается.

Некоторые сомнения и смущения у меня вызывает само сказание. Я нащупал в этом сложившемся к 12 веку произведении три разных пласта, уровня или раздела. Думаю, что каждый из них был сложен отдельно друг от друга и за длительное время, впоследствии, был соединен вместе.

Первый раздел описывает самые ранние подвиги Зигфрида, его юность. Здесь рассказывается о маге искуснике, который учит его тайнам и делает для него магический меч. К этому же разделу относится и подвиг сражения с драконом, а также добыча золота нибелунгов.

Я специально ознакомился с содержанием некоторых скандинавских саг и в споре о происхождении мифа встану на сторону тех учёных, которые выводят их из архаичных и более древних легенд северной, а не материковой части Европы. На мой взгляд предания и легенды, связанные с рождением Зигфрида, убийством дракона и захватом богатства нибелунгов, описывают очень далекие события, в которых участвовали представители иной цивилизации, выводимые в скандинавских сагах как боги, или асы. В этом отношении данная часть своей архаичностью ничем не уступает Махабхарате, а сам Зигфрид кажется неким аватарой, сродни русскому Крышню из песен Коляды, индийскому Раме или Кецалькоатлю в Америке.

Вторая часть, в которой Зигфрид встречает Брунхильду, сражается с воинами датчан и саксов на стороне бургундцев, женится на красивой Кримхильде явно была создана гораздо позже. Здесь герой обретает больше человеческих качеств, наделяется всеми чертами истинного героя и рыцаря и присутствуют все мистерии, которые будоражили жизнь Европы с 6 по 13 века, когда и была записана поэма. Здесь уже нет той архаичной магии богов, но присутствует контакт со сверхъестественными силами через волшебные предметы и все события пронизаны глубоким мистическим символизмом образов. Это раздел чем-то напоминает мне наши русские народные сказки, в которых за некоторыми образами и архетипами скрывается зашифрованные послания древних предков, оставшихся, очевидно, еще с тех времен, когда существовали тайные мистери.

Интересно, что в различных вариантах саги этот раздел иногда довольно существенно отличается по своему содержанию. Так, например, в Скандинавии роль Брунхильды исполняет некая небесная дева Валькирия, которая в знак благодарности учит Зигфрида магии. Однако даже это не спасет их обоих от проклятия нибелунгов. Разнятся и различные причины ссоры между Брунхильдой и Кримхильдой. Однако я больше склоняюсь к тому, что Зигфрид запятнал себя грехом именно согласившись обмануть небесную деву Брунхильду, хотя во всех вариантах преданий она посвятила его в те или иные тайны и никак не заслужила такого к себе отношения. Совершив, не без помощи проклятья нибелунгов, это грех, Зигфрид запускает механизм причины и следствия, или говоря на языке востока - уничтожает свою хорошую карму. Поэтому итог представляется закономерным.

В этой части можно разглядеть слабое указание на некую мораль того, что хоть Зигфрид, как некий посвященный, и сумел получить доступ к силе и знанию богов, всё же, спустившись в мир людей, он не смог сохранить эту божественность и чистоту и был вынужден обречь себя на жизнь по законам обычных смертных. В этом отношении Бхишма из Махабхараты, как главный виновник проступка восьмерых Васу, во многом его превзошел, поскольку до самого конца своей жизни в теле человека, так и не утратил своего божественного сознания.

Последний раздел саги о нибелунгах кажется мне самым поздним по времени и самым искусственным. Он же лишен всех тех рыцарских идеалов и больше похож на грубые сказания о зверствах морских волков викингов. Реки крови, месть и злоба, пожары и описание мерзостей войны со смаком и наслаждением выдают нам совсем иного по складу своего характера автора. Здесь можно наблюдать вырождение уже даже не столько божественного, но и вообще человеческого достоинства в людях.

В саге язычники гунны показаны какими-то вялыми и нерешительными, но и христианизированные немцы, которых здесь наделяют почти нечеловеческой силой, по своей духовной сущности выродились до агрессивных зверей, которых можно сравнить с фашистами и фанатиками убийцами современного мира. Есть основания полагать, что эта часть была создана как отклик германских народов на события, произошедшие с предводителем гуннов Атиллой. Даже если это так, то по психологическому анализу можно заключить, что люди сочинившие его были самыми настоящими варварами. Для меня в этой части не нашлось ничего достойного примера, как и во многих текстах Пятикнижия Моисея, которое почитается многими сегодня как священное писание, часть Библии или Тора.

Подводя итог можно заключить, что в существующих на сегодняшний день мифах и легендах Европы мы видим довольно печальную картину вырождения и распада.

Когда некое предание не смогло сохраниться для потомков в изначальном виде, то впоследствии его начинают изменять и трансформировать, сочиняя новые легенды и мифы на старый лад. Это относится и к опере Вагнера и к произведениям Дж. Толкина. Однако такие "переосмысления" еще больше отдаляют нас от первоисходника и погружают людей в целые сети придуманных ими рефлексий, ассоциативных переосмыслений своих же собственных архетипов. И чем дальше от оригинала, тем меньше мудрости и символизма, и больше "отсебятины". В этом отношении кажется более логичным обратить свои взоры к тем преданиям, которые дошли до нас в более сохранном виде и в меньшей степени подверглись позднейшим переработкам.

Еще немного о мотивах эсхатологии в Скандинаских мифах:

Рудольф Штайнер в своих лекциях предлагает посмотреть на миф и Зигфриде с точки зрения победы христианства над древними языческими корнями народов северной Европы и считает, что люди отразили в них неизбежный конец предыдущих рас. Этим же он объясняет эсхатологическую направленность Скандинавских мифов о битве богов, Рагнарек. Мне кажется эти объяснения родились у Штайнера под влиянием идей Теософского общества мадам Блаватской и её последователей. Все эти разговоры про атлантов и лемурийцев почему-то никто не обсуждал до тех пор, пока не вышла Тайная доктрина. И теперь каждая дворняжка повторяет одни и те же выкладки Блаватской как заученные фразы из школьных учебников.

Думаю объяснение эсхатологии Скандинавских легенд можно найти и без мадам Блаватской. Достаточно внимательно изучить Махабхарату и Бхагавад Гиту.

Если братья Панду были полубогами, как сообщают предания, а Вришни и Кауравы были вообще богами, рожденными в человеческих телах, тогда вся битва Махабхараты и последующее за ней истребление Ядавов - это ничто иное как тот же самый Рагнарек.

Но тогда не совсем понятно, зачем было Кришне, как Всевышнему, приходить на землю и приводить цепь событий к финальной битве, по сути к полному истреблению всех отважных героев-богов, разве это не грех?

Для людей посредственных в пуранах дается такой вариант ответа: якобы Земля стонала под тяжестью грехов демонов. Можно подумать сейчас, когда нас уже 8 миллиардов, мы стали чем-то лучше даже такого демона, как Джарасандха, у которого был кодекс чести и который, в отличие от современных политиков, не отсиживался в бункере во время военных действий.

Гораздо более правильным представляется ответ, который дает Бхагавад Гита: Кришна затеял это не для того, чтобы уменьшить бремя Земли, а для того, чтобы создать предпосылки для будущей деградации, необходимые условия для наступления века Кали, как раз именно то, что можно смело назвать "гибелью мира".

Когда Арджуна в конце первой главы Бхагавад Гиты описывает этапы разрушения арийского общества, к которым и должна была привести эта битва, мы понимаем, что он не фантазирует. Но тогда зачем Кришна, несмотря на эти возражения своего лучшего друга, буквально заставляет его сражаться? Вся Бхагавад Гита была рассказана ему по сути только лишь затем, чтобы убедить вступить в это сражение. И это при том, что Кришна раскроет свои карты и скажет, что сам он, как олицетворение всепожирающего времени, уже уничтожил всех воинов с обеих сторон, что Арджуне предлагается просто роль актера в этом театральном действии и не более. Тогда выходит, что Кришна именно этого и хотел - конца арийской цивилизации, гибели богов и их цивилизации на Земле.

Это трудно понять, но по всей видимости Рагнарек, как и битва Пандавов и Кауравов, была необходима Всевышнему именно для уничтожения более возвышенного общества людей-богов, ибо пока оно существовало на Земле, это не позволяло развернуть новые условия для деградации и распада.

Такой вывод не должен смущать нас, поскольку на более высоком уровне понимания отношение к добру и злу, а также к процессам эволюции и деградации складывается исходя из необходимости реализовывать задачи более глобального уровня в масштабе вселенной, а потому оно может в корне отличаться от нашего. Нам, на нашей маленькой и замкнутой в себе планете, не всегда могут быть очевидны рацинальность и необходимость некоторых процессов, протекающих в более широком масштабе, превосходящем наш крохотный мирок. И я не сомневаюсь, что Рагнарек и битва потомков Бхараты относились к их числу, почему и попали в самые архаичные пласты древних мифов и преданий.


Оригинал рецензии