Больше рецензий

Kate_Lindstrom

Эксперт

предпочитаю отказаться

17 января 2023 г. 22:41

715

3 Une femme est une femme

Эксцентричная пожилая звезда Голливуда Эвелин Хьюго решает дать исчерпывающее интервью о своей жизни никому не известной журналистке. Как Эвелин взобралась на вершину славы из нищеты, почему сменила так много мужей и по какой причине выбрала из всех возможных интервьюеров самый неочевидный вариант?

Если в этом синапсисе вы тоже видите задел на сюжет для журнала «Караван историй», то вы правы — книга будет развиваться именно по такому курсу. Я люблю книги о кино, когда это постмодернистские игрища с реальными и выдуманными фильмами, вшитыми в сюжет. Но тут — и это моя главная претензия к роману — киноконтекст выписан лениво, пунктирно и как будто без вдохновения. Суть книги сконцентрирована на сложной и бурной личной жизни Эвелин, на исповеди о любви и её отсутствии.

Иногда я не прочь разгрузить мозги тем, что называют «женской литературой» (правда, обычно в уничижительном ключе). Мужчины и не только они, скандалы, разводы, абьюз, амбиции… Некоторую возвышенность происходящему, видимо, должен был придать тот факт, что

спойлер
Эвелин бисексуальна, а любовью всей её жизни оказывается женщина. У меня нет проблем с таким поворотом событий, но когда во всей книге не мерзавцами оказываются только квир-персонажи, я вижу в этом лишь неумелое заигрывание с повесткой.
свернуть

Эвелин — собирательный образ кинодивы, начавшей карьеру в пятидесятые. В ней есть что-то от Джоан Кроуфорд, Мэрилин Монро, Риты Хейворт, Кэтрин Хепберн и Элизабет Тейлор. Можно было заострить тему того, что в Америке, а особенно в Голливуде тех лет, женская сексуальность — это товар, и к каким психологическим проблемам приводит такое отношение. Но Хьюго с расчётливостью настоящего циника знает кому, как и когда себя повыгоднее продать, и не видит в такой общественной системе никакой проблемы.

Поэтому мне не кажется, что «Семь мужей Эвелин Хьюго» — это книга о «цене славы». Эвелин действует как таран и точно знает, чего хочет. А косяки в её личной жизни — это самый банальный штамп о красотках, которым не везёт в любви.

Книга изобилует остроумными вставками в виде заметок из газет разных десятилетий, и, надо отдать должное авторке, стилизация очень убедительная. Но когда Эвелин, например, хочет восстановить просевшую карьеру и отправляется во Францию сниматься у смутно напоминающего Трюффо режиссёра новой волны, казалось бы, вот оно. Как круто и многослойно можно подкрасить сюжет. Но для Эвелин что Америка, что Франция, что Испания. Это всего лишь функциональные точки на карте её любовных отношений, фоновый шум для мелодрамы.

В романе есть напряжение, внутренняя логика и стройность, но, к сожалению, послевкусие слегка бульварного чтива остаётся после него надолго.