Больше рецензий

22 декабря 2013 г. 08:49

192

4

Теперь есть о чем вспомнить при входе в метрополитен

Вообще, "Метро" Дмитрия Сафонова висит у меня в хотелках почти год, с того момента, как, поставив оценку фильму на Кинопоиске, я узнала, что он снят по книге.

А очередь до книги дошла как-то сама собой. Буквально проглотив за пару месяцев всю серию о Гарри Поттере, стала искать следующие книги для чтения во время поездок на работу и домой - нужно было что-то захватывающее. Не Ремарка же читать в троллейбусе, правда?

Хотя я люблю сначала прочитать, а потом посмотреть, но в данном случае вышло наоборот. Еще неизвестно, нашла бы я эту книгу или нет, не посмотрев фильма. Конечно, читать книгу после просмотра фильма всегда проще: в голове прочно сидят образы героев, созданные кинематографистами, они выглядят так же и говорят теми же голосами. Однако редко со мной случается, что фильм нравится больше. Наверное, просто потому, что такой сюжет - катастрофу - воспринимать визуально значительно легче и интереснее.

Несмотря на это, книга оставила хорошее впечатление (не могу назвать его приятным, ибо жанр совсем не тот). В целом, Сафонову удалось передать атмосферу метро: именно таким мне оно и казалось - огромным, но в то же время четким и отлаженным механизмом. Равно как удалось автору точно изобразить чувства, возникающие в подобных ситуациях, как охватывает паника и подступает какой-то животный страх, сменяющийся потом отчаянием и безнадежностью.

Интересным показался прием, когда повествование ведется от лица нескольких героев, поочередно и в то же время одновременно. Надо сказать, прием типично кинематографический - все-таки, этот роман идеален для экранизации. Хотя при этом сложновато было переключаться так сразу с одного на другое; наверное, тут надо было делать паузу в чтении. Но куда там, когда на страницах романа разворачивается такое действо...

Показалось также, что личные истории персонажей прописаны несколько вскользь, мимоходом. О них так и хотелось узнать немного больше. С другой стороны понятна задумка автора: показать, как в опасной ситуации ведут себя совершенно случайные и совсем незнакомые друг другу люди. (Ну или почти незнакомые, Его Величество Случай и тут играет злую шутку). В конце концов, в метро ездят почти все: тут могут встретиться как и успешный бизнесмен, так и рядовой врач, так и "женщина, ведущая очень нездоровый образ жизни" (насколько колоритным этот образ получился в фильме, загляденье).

Кстати, о врачах.

– Я – врач! – сказал он, подразумевая совсем другое: «Я – отец!»
Но это сработало, хотя Гарин никогда в подобных ситуациях не лез вперед и не заявлял, что он врач.
Это хорошо выглядит в американских фильмах, там у доктора всегда с собой большой чемодан с набором необходимых на все случаи жизни медикаментов. У нас, как обычно, все немного по-другому.
Если у человека, к примеру, инфаркт, то можно запихать ему в рот целую гильзу нитроглицерина, но это все равно не поможет.
А вот инъекция морфия поможет, да еще как. Фактически, единственное спасение для инфарктника.
Но разве можно представить себе российского врача, разгуливающего по улицам с ампулой морфия в кармане? В лучшем случае его ожидает условный срок.
Если что случится – на улице, в автобусе, магазине или метро, – врач может лечить только «добрым словом». Подержать за руку и закрыть глаза.
Упаси его Господь сунуть нуждающемуся какую-нибудь таблетку! Пусть это сделает кто-то другой, без медицинского образования. А врача будут долго пытать: «На каком основании вы дали именно эту таблетку? Какие были для этого показания? А вы не учитывали, что у пациента могли быть сопутствующие патологии? Или индивидуальная непереносимость данного препарата?» Ну, и все в таком духе.
Поэтому Гарин, напуганный неприятным случаем, произошедшим с его бывшим однокурсником, никогда не лез вперед, если комунибудь рядом вдруг становилось плохо. Наоборот, стремился потихоньку уйти, понимая, что возможности помочь у него нет никакой, а вот получить приключений на собственную задницу выше крыши.


Вроде бы, сначала хочется осудить Гарина. А потом становится жалко наших врачей, у которых, в общем-то, прямая обязанность - спасать жизни, но даже тут оказывается не все так просто, и наша система способна испортить и загубить на корню самые добрые начинания.

Резюмируя все вышесказанное, ставлю твердую "четверку", поскольку произведение полностью соответсвует заявленному жанру романа-катастрофы. Читать было интересно, сюжет действительно захватывал (не зря же ему присвоили тег "прочитано за один день"). Я например, опасалась, что в книге будет много "мяса и кровищщи" (о чем мне лично читать не сильно приятно), или наоборот - социальные темы возьмут верх. Нет, в ней нет ни хоррора, ни откровенной ругани халатности наших чиновников и несправедливости нашей системы. Всего в меру, все по-настоящему. Чем-то напоминает репортаж. И правда, есть о чем вспомнить при спуске в метро.