Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 декабря 2013 г. 02:39

3K

4

Никак не могу отделаться от ощущения того, что мне попалась сестричка-близняшка "Нутро любого человека. Дневники Логана Маунтстюарта" Уильяма Бойда. Там был мужчина, здесь женщина. Там писатель, здесь ботаник. Там ХХ век, здесь XIX. Но в одном они сходятся - обе личности выдуманы, вымышлены, рождены воображением автора, но удивительным образом впаяны в "свою" эпоху, сотканы из её атмосферы и окружены её ярчайшими представителями. Вот и на страницах этой книги то и дело мелькают реальные личности - от легендарных Чарльза Дарвина и капитана Кука до менее известных широкой общественности Джозефа Бэнкса и Альфреда Уоллеса. И, да, благодаря этому (а также благодаря отсутствию откровенных ляпов) роман воспринимается в некоторой степени как исторический, хотя правильнее было бы добавить приставку псевдо-.

Повествование неспешно и многословно. Жизнеописание Альмы Уиттакер, главной героини, начинается задолго до её появления на свет, который она будет так жадно и внимательно познавать долгие годы. Оно начинается с детства её отца, прошедшего "огонь, воду и медные трубы", сколотившего баснословное состояние и передавшего дочери страсть к знаниям, хотя и несколько другого толка. Генри необразован, груб и хамоват, и на мир смотрит скорее с точки зрения практической пользы, хотя и испытывает определённый пиетет перед наукой. Альма, выросшая среди теплиц, учёных мужей и умных книг, имеет аналитический ум, горит желанием докопаться до сути и с удовольствием штудирует новейшие журналы, а то и сама пишет научные статьи. Она слишком умна и некрасива, чтобы надеяться на счастливое замужество, но достаточно богата, чтобы вести жизнь в своё удовольствие. И вся эта жизнь, длинною в более чем 70 лет, встаёт перед нашими глазами. Эта жизнь наполнена обычными женскими надеждами и разочарованиями, болью и радостью, обретениями и утратами. Но страсть Альмы к ботанике поднимает эту историю над уровнем "ещё одна женская книга" (хотя и на этом уровне она неплоха). Впрочем, признаюсь, что "научной темы" мне было как раз мало и хотелось ещё больше дискуссий, научного поиска, построения гипотез, но это уже из личных тараканов.

Вообще же я приятно удивлена. Та самая авторша "Есть, молиться, любить", знакомство с которым меня никогда не прельщало, сотворила действительно хороший, добротный роман. Хочется отметить удачный баланс между всеми составляющими - авантюрно-приключенческой (и в некотором роде детективной), научной, личной, бытовой. Особой стилизации языка под XIX век нет, но и ощущения чужеродности тоже не возникает. Наконец, поистине шедевральны отдельные эпизоды. Вроде того, где заезжий астроном на званном вечере создаёт из гостей живую модель Вселенной. Изумительная находка.

Комментарии


С удовольствием увидела, что книга тебе понравилась. А то я боялась, что впала в ересь :)

Хорошая книга, по-моему, самое верное определение. Вроде бы ничего особенного, но в то же время ничего слишком, все в меру и органично, поэтому создается очень положительное впечатление. У меня только один вопрос. Тебя не покоробил памятный эпизод с Завтра Утром? :)


Всё нормально, никакой ереси. Ну или мы обе в неё впали. :)) Да, книга не выдающаяся, но такая... спокойно-нравящаяся, приятная и не пустая.

Завтра Утром меня вообще бесил страшно. Ну вы посмотрите, какое совершенство приплыло! И эпизод несколько покоробил. Я не ханжа, но он совершенно лишний, в канву романа никак не вписывается и вызывает только одно ощущение - какого лешего это было нужно?.. Ну и я не говорю о том, что единственное сильное желание Альмы, как она его называла, сбывшееся во время этого эпизода, - это... гхм... нечто странное. :)


Ну вот и у меня сначала возникло ощущение некоторой инородности этого эпизода, но потом я подумала, не было бы без него повествование слишком гладким и пресным? В общем, после раздумий я решила, что не стала бы ничего менять :)


Ты знаешь... излишне гладким и пресным оно всё равно бы не показалось, есть на чём ещё акцентировать внимание. Вот те же отношения Амброуза и ЗУ, ведь для благопристойной девицы из XIX века - это просто шок. Можно было бы на нём и остановиться. И я уже не говорю о том, что сама эта сцена Альма+ЗУ коробит меня с чисто эстетической точки зрения. :)


Черт его знает, как к этому моменту относиться... Альма, конечно, была приличной девицей, но фантазии у нее водились определенно :)


С фантазией у неё всё в порядке, это точно. :)


Мне очень понравилась "Есть, молиться, любить", а после нее я прочла какую-то другую... Вот даже название не запомнила. Там краб на обложке. Фууууууу! Пожалела потраченного времени. Ощущение было, что это писала не Гилберт.


Мне не с чем сравнивать, но похоже, что Гилберт - автор разносторонний.