Больше рецензий

15 января 2023 г. 10:17

401

3.5 Тест на европейскую деградацию

Прежде чем рассказать о книге, предлагаю пройти небольшой тест на тему средневекового искусства, основанный на прочитанном.

1) Что было уместным для изображения на полях благочестивых книг?

а) растительные узоры;

б) животные мифических бестиариев;

в) летающие пенисы;

г) дама, молящаяся на испражняющийся зад;

2) Кто на средневековых изображениях мог быть с тремя головами?

а) Папа Римский;

б) триединый Бог;

в) дьявол во плоти;

г) проповедующие Господа язычникам кинокефалы;

3) Какой атрибут сопровождал Моисея?

а) рога на голове;

б) лучи пламени из головы;

в) лохматые волосы с двумя крупными завитками;

г) рогатая шапка;

4) Модильоны церквей на фронтальной и остальных стенах различались.Что изображалось на самых дальних от входа в храм модильонах?

а) демонстрирующие половые органы люди;

б) растягивающие губы в гримасе усмешки скалящиеся рожи;

в) вывернутые колесом акробаты;

г) испражняющиеся фигуры;

5) Кто может иметь нимбы в иконографии Средневековья?

а) Бог и признанные Церковью святые;

б) непризнанные Церковью святые (почитающиеся в тех или иных областях);

в) пародирующие святых демоны, грешники и еретики;

г) декоративные гибриды, обозначающие аллегорические образы.

6) Какое изображение единства существовало в Средневековье?

а) Святая Троица: св. Анна, дева Мария и Иисус Христос;

б) Земная Троица: Мария, Иисус и Иосиф;

в) Святая Двоица: Бог-Отец и царь Давид;

г) Святая Пятерица: Богородица с младенцем Иисусом и триипостасный Бог: Отец, Сын и Святой Дух;

7) Что было важным изобразить у Христа?

а) гениталии младенца-Иисуса;

б) раны Христа;

в) орудия страстей Христовых;

г) нимб с крестом;

8) Что делает Иосиф на изображениях Рождества Христова?

а) занимается плотницким ремеслом;

б) жадно забирает дары волхвов, чтобы положить их в сундучок;

в) делает пеленки для младенца из своих чулок;

г) подносит сковородку с яичницей;

9) Какой формы нимбы на средневековых изображениях?

а) треугольные;

б) квадратные;

в) в виде звезды;

г) в виде шляпы;

10) Какие метафоры Христа существовали в Средневековье:

а) Христос вешает свою жертву, чтобы буквально умертвить ее плоть;

б) Христос вручает девушке приворотное зелье для дальнейшего соединения с Богом;

в) Христос изучает баночку с мочой пациента и прописывает в качестве лекарств цветки крестовика и другие псевдо-фармацевтические ингредиенты, врачуя душу;

г) колесованный Христос под жаром солнца либо обугленный повешенный Христос как образы убиения несовершенных металлов с последующим их превращением в благородные.

Правильны все ответы. И в целом всё, что представляет собой книга– это перечисление похожих фактов, распределенных по тематическим разделам.Предисловие предлагает экскурс в мир средневековой живописи западной Европы,скорее делая акцент на её странных сторонах – тех, которые впоследствии потеряли актуальность, стали умалчиваться или попросту запрещены. Многое из заявленного в предисловии не нашло подробного описания дальше. А то, что кажется авторам-медиевистам необъяснимым или невероятны открытием средневекового мышления, вполне очевидно и примитивно для воцерковленного читателя, знакомого с адекватным христианским творчеством.Понятно, что все описанные странности касаются только еретических течений христианства – католиков и их европейских оппонентов, так как дата возникновения упоминаемых изображений (XI век) точно совпадает с падением европейской Церкви в перманентный раскол. Смысла в таком экскурсе мало, а заканчивается книга без заключения,оборвавшись главой об алхимии.

Как и одноименный паблик в соцсети «ВК», данный сборник картинок с объяснениями воспринимается как справочник средневековых приколов. Несмотря на наличие отсылок к средневековому быту в попытках сопоставить изображения с реалиями времени, основной текст просто постулирует наличие в средневековой живописи тех или иных мотивов, поводом к изображению которых является отсутствие у художников (и авторов книги) Духа истины (Ин. 14:17). Из страдающего в книге был разве что Христос со своими страстями да небольшое количество грешников в адском пекле. Большая часть изображений (как и объяснений к ним) уродлива и может вызывать отвращение. Но если какой-то из упомянутых выше фактов вдруг показался кому-то скорее смешным, чем неуместным, эта книга для него.