Больше рецензий

serovad

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 декабря 2013 г. 18:54

2K

5

От многолетнего соприкосновения с человеческой кожей самое грубое дерево приобретает благородный цвет и делается похожим на слоновую кость. Вот так же и наши слова, так же и русский язык. К нему нужно приложить теплую ладонь, и он превращается в живую драгоценность.


Нет, ну мне реально в последнее время попадаются книги о предреволюционных и революционных событиях в Украине. Интересно, сколько мне еще предстоит прочитать о соседней стране? Вот и очередная, уже четвертая повесть Паустовского из "Книги о жизни" продолжает знакомить нас с жизнью в Одессе и Севастополе.

Напомню и повторю - все повести из "Книги о жизни" являются чистой воды автобиографией. Точнее чистейшей воды, незамутненной, родниковой, без примесей. Той, которую испив один раз, не забыть вовек. Вот и я в очередной раз покорен публицистическим стилем, простотой, образностью и выразительностью языка Паустовского.

На мой взгляд "Время больших перемен" интереснее трех предыдущих книг, хотя и те - самородки. Во-первых здесь наиболее близкая для меня тема. Паустовский стал сотрудником газеты, и не просто газеты, а портовой. Читай - производственной. Я сам почти всю жизнь работал в производственной журналистике, и мне было невероятно интересно узнать, как делалась такая газета едва ли не век назад. А это было невероятно, скажу я вам. Кругом разруха. Нормальной бумаги нет. Газету печатают на чайных бандеролях, и она пользуется бешеной популярностью.

Кроме полотняных удостоверений и бандерольной бумаги, у "Моряка" была еще третья особенность - множество преданных газете сотрудников, не получавших ни копейки гонорара. Они охотно довольствовались ничтожными выдачами натурой.

Выдавали все, что мог достать Кынти: твердую, как булыжник, синьку, кривые перламутровые пуговицы, заплесневелый кубанский табак, ржавую каменную соль (она тут же, в редакции, таяла, выпуская красный едкий тузлук) и обмотки из вельвета.



Да, это ведь удивительно - начало двадцатых. Очень сложная ситуация в стране. А Паустовский пишет об этом не скрывая правды, но все равно получается очень романтично, и невольно жалеешь, почему например в той редакции, где я сейчас работаю, нет таких заводил, нет столь энергичных людей, как в одесском "Моряке". И почему при достаточной свободе творчества и не сильно сжатой авторской позиции мы не можем сделать такую газету, которую как "Моряк" расхватывали в считанные часы, а то и минуты. Да, не постесняюсь - издание, где я имею честь работать, пользуется любовью и уважением среди обычных железнодорожников. Говорю честно без всяких украшательств. А вот ажиотажа нет. Чего нам не хватает? Голода? Трудностей? Дефицита бумаги? Или нехватки зарплаты?

Ой, свят-свят. Господи прости, сейчас накаркаю, типун мне на мой длинный язык и молотом по пальцам с клавиатурой вместе!

Да, история, как делали газету, как писали и о чем писали - это безумно интересно. Но не менее безумно - и рассказ об Одессе, ее непередаваемом быте, менталитете одесситов того времени. Я никогда не был в Одессе. Я никогда не был на море (финский залив в Питере не в счет). Но я словно лично знаком с одесситами, с украинцами и со старыми евреями, и кажется, иногда начинаю говорить их языком. Я словно побывал на море и померз с Паустовским от жесткого норда, вдохнул соленый воздух. Походил по базару, остался в дураках или сам кого-то надул.

...даже в те суровые дни плутовство процветало в Одессе. Оно заражало даже самых бесхарактерных людей. Они тоже начинали верить в древний закон барахолки: "Если хочешь что кушать, то сумей загнать на Толчке рукава от жилетки".


...может быть, на всем земном шаре жизнь и течет закономерно, но что касается Одессы, то за это поручиться нельзя.


Подлинное ощущение моря существует там, где морские запахи окрепли на длительной и чистой жаре. К примеру, в Ялте этих запахов почти нет. Там прибой пахнет размякшими окурками и мандариновыми корками, а не раскаленными каменными молами, старыми канатами, чебрецом, ржавыми минами образца 1912 года, валяющимися на берегу, пристанскими настилами, поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями.

Так морем пахнет только в таких портах, как Керчь, Новороссийск, Феодосия, Мариуполь или Скадовск.



Наконец в повестях Паустовского привлекает ненавязчивая философия. Она не давит, она не довлеет. Она тонка, и тем не менее ее нельзя не принять.

Сколько раз я уже убеждался, что ничто хорошее не повторяется. Если и следует ждать хорошего, то каждый раз, конечно, не похожего на пережитое. Но человек так неудачно устроен, что все-таки ждет прекрасных повторений, ждет воскрешения своего собственного прошлого, которое, смягченное временем, кажется ему пленительным и необыкновенным.


Почти каждый уходит из жизни, не свершив и десятой доли того, что он мог бы свершить


Так писал Паустовский, и я верю, что он не совершил меньше.

Комментарии


Большое спасибо, что продолжаете читать Паустовского и писать о его книгах.

Можно вопрос? Вы читали "Алмазный мой венец" Валентина Катаева?


Ольга, простите, что бесцеремонно влезаю в разговор.
Нашла недавно старый (1987 год) блокнот.
Мы разгадывали "Алмазный мой венец" Катаева. Выписали персонажей и поделили межу собой.
Конечно, разгадали чуть больше половины. Сидели в библиотеках, искали по учебникам для филфака.
До сих пор помню, как мне повезло, и я случайно "вычислила" Нарбута по фразе "Россия огненных столбов".
А сейчас лезешь в Википедию - весь список персонажей есть.
А книгу перечитаю обязательно.


Нормальное "влезание", ничего бесцеремонного не вижу :) Наоборот, спасибо за интерес к книге. Я её очень люблю. Конечно, когда читала (в те же годы, что и Вы, очевидно, потом по своим старым блокнотам уточню), всех персонажей опознать не смогла. Но это было очень увлекательно.
А к Вадиму такой вопрос возник именно потому, что

было невероятно интересно узнать, как делалась такая газета едва ли не век назад.

Нет не читал. А что, там тоже про то, как делали газету? В чем суть?


Из Вики:

В 20-е гг. большую известность приобрела т. н. четвёртая полоса «Гудка», носившая сатирический характер. Здесь помещались злободневные фельетоны, в том числе написанные на материале писем рабочих корреспондентов и читателей. В газете сотрудничали молодые талантливые писатели — И. А. Ильф, Е. П. Петров, М. А. Булгаков, В. П. Катаев, Ю. К. Олеша, Л. И. Славин, М.М. Зощенко и др.

Об этом периоде и пишет Катаев. Для меня было поразительно, что в одно время в одной газете — железнодорожной к тому же ;) работал вот такой сонм удивительных писателей. В "...венце", конечно, больше о них самих, чем о газете, но всё-таки. А по поводу того периода славной истории "Гудка" много интересного есть вот в этой книге .


А-а-а! Срочно в хотелки!


^^ Она шикарна. Я в неё просто влюблена была. А любимой цитатой стало высказывание уборщицы редакции, которая говорила об этой компании (сидевшей в одном кабинете): "Пять здоровых мужиков ничего не делают — только пишут" :))


ХА-А-А-А-А-А! Супер! Еще три книги Паустовского, и я буду знать, что читать в следующую очередь.


Где?! О_О


На флибусте эта книга "с подробными комментариями"


Спасибо! Зародили интерес к этому писателю. Уже скачала все, что могла, осталось найти время и все прочесть


Всё. Хорошо, буду знать, к кому обращаться, если не найду то, что мне надо )))


Милости просим, чем смогу - помогу!