Больше рецензий

14 января 2023 г. 17:36

3K

3 «Проблема же у двойников лишь одна. Как дожить до восемнадцати лет». (с)

Книга 2 — «Пятый Дракон» — рецензия
⠀⠀⠀Увидев новинку Лии Арден, захотелось с ней познакомиться. Если со славянским сеттингом возникали вопросы, то была надежда, что с корейской получится лучше. Лия Арден уже долгое время живет и работает в Южной Корее, и явно многое знает о той культуре. В целом книга мне даже понравилась — своей динамичностью и трагизмом, но все же я мало уловила азиатскую атмосферу. Обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Ей уже восемнадцать лет, а она не знает своей жизни, ведь она будучи взятой в чужой дом стала двойником госпожи, которую следует оберегать. Долгие годы она была госпожой Ян Наён, но ведь она знает правду — это не ее имя и не ее дом. Мало зная о свободе и больше понимания об этикете, она ждет тот самый миг, когда они с госпожой смогут поменяться местами и дать свободу друг другу. Осталось совсем немного, но судьба решает иначе, привнося в жизни двух девушек боль и страдания, которые раскроют неведомые тайны прошлого. Ложь становится явной, а свобода оказывается столь же опасной, как и яд, окружающий жизнь Ашарины с самого детства.
⠀⠀⠀Начну с хорошего. Мне понравился мир, который описывается буквально с самого начала. Арден не поскупилась на описания и детали этого мира, и это чувствуется во всех мини-лекциях, которые проводятся для Наён и, естественно, для нас, читателей. Довольно простой ход раскрыть книжный мир, но порой самый действенный — через диалоги и поучения. Мир с драконами, хранителями, политическими играми, которые могут привести к неминуемой смерти, — привлекательно и завораживающе. Но сразу стоит сказать и о минусе. «Тонкого колорита азиатского антуража» я совершенно не почувствовала. Я не эксперт по азиатской культуре, могу судить только по манхвам и некоторым дорамам. Единственное, что говорит о том корейском колорите, — термины, предметы, политическое разделение (и то сомнительно). Но они не создают ту самую атмосферу, заявленную в аннотации. Наверное, только «очарование» главной героини для всех можно назвать одним из распространенных элементов манхвы, но это проблема встречается не только в азиатской художественной литературе.
⠀⠀⠀Сюжет действительно раскрывается и развивается довольно динамично. А кульминация не заставляет себя ждать, поражая трагическими поворотами судьбы. У Арден неплохо получается заинтриговать в циклах книг, оставляя интересные намеки на самый конец первых книг. Да и сама история Аши, ее необычная стойкость, — тоже таинственный момент, который хочется поскорее раскрыть. Но опять есть «но», которая раскроется в спойлерной части.
спойлер
Драконы действительно слишком привыкли в человеческой жизни и потеряли сноровку — нам объясняют это несколько раз. Особенно на примере Южного Дракона. Но мне все же показалось странным, что ни один из них не заметил присутствия Пятого Дракона в виде Эйдена. Как минимум Западный, который был всегда ближе к людям и заботился о них. Скорее всего об этом расскажут подробнее дальше, во второй книге, но пока этот момент показался довольно странным и немного нелогичным. Не отрицаю, что Арден пыталась объяснить этот момент, но пока выглядит мало убедительным для меня.
Кроме того, не странно ли, что слишком много кто знает про двойника Ян Наён? Охранник, родственники, ученики Храма. Да, всегда нужен человек или даже несколько, которые смогут подтвердить личность в случае угрозы (например, если двойник захочет захватить власть). Но только чем больше знают эту тайну, тем больше риск, что кого-то можно подкупить, запугать и так далее по списку. Это, на удивление, не происходит в книге, и тайна держится до конца, но на деле, если мы говорим про настоящие политические игры, их бы давно раскрыли. Уж слишком открыто показывала свои чувства Аша по отношению ко многим — первое подозрение. Уж слишком сильно привязана кузина (не в плане ментальной близости, а скорее в постоянном нахождении рядом) — второе подозрение. Слишком многие знают — третье подозрение. Кхорин, поделенный на несколько провинций, не является миролюбивой страной (о чем говорится не раз), а значит могут быть шпионы и враги.
свернуть
⠀⠀⠀Двойники — известный прием в художественной литературе. Если брать более приземленный уровень, то есть российский, то можно встретить как минимум в ромфанте. Но задумка получилась довольно интригующей за счет того, что она тесно связана с политическими играми. Есть в этом нечто цепляющее (хотела бы сказать аллюзивное, но это только моя ассоциация). Однако возникает один спорный момент. Мы видим, что настоящей Наён позволяли буквально жить как она хотела, а вот Аше — нет. В чем смысл? Как говорит Аша, наследнице позволялось и гулять с кем хотела, и целоваться сколько хочет. Разве это в итоге не дискредитирует ее в будущем? Если они такие сторонники традиций и условностей, которые прививают Аше, то, наверное, по итогу должны прививать и Наён, потому что именно ей надо занять свое истинное место. Будет странно, если младшая Ян не будет знать «своего места», на которое постоянно указывают Аше. Слишком свободолюбивой получится. Не могу сказать точно, авторская промашка это или специальная ситуация, которая давала бы сомнения Аше во всей своей жизни. Но мне кажется, что скорее первое.
⠀⠀⠀С точки зрения персонажей пока не сформировалось определенное мнение. Привлекает Ашарин (красивое имя, кстати), которая даже при неволе умудряется находить глоток свободы. Удивляет она и во взаимодействии с Эйденом, когда защищает свою Ян Наён, — сильный момент. Но так или иначе чего-то в ней не хватает. Большего психологизма? Мне хочется вспомнить Поппи Дженнифер Арментроут из цикла «Кровь и пепел», которая тоже была помещена в несвободные условия и которая тоже постигала страдала экзистенциальным кризисом. В случае с последней эта неволя расписана гораздо лучше и эффектнее — как будто переживаешь это непонимание: что ты любишь, кого ты любишь, чем ты хочешь заниматься и так далее. У Аши же пока только намеки на это. Джун — милый персонаж, который всегда рядом с главной героиней. Всегда готов защищать и оберегать, даже при угрозе, что их раскроют. Что за прелесть этот герой! Ян Наён вообще не привлекает внимание ни в каком виде — безликая и неинтересная. Раян пока загадочен, многое явно раскроется дальше, во второй книге, а пока в нем есть некоторое благородство, которое очаровывает.
спойлер
Если говорить отдельно про Эйдена, то его мотивация вполне понятна — его история действительно трагичная и даже удушающая. Только вот в плане поведения он кажется слишком карикатурным злодеем. Пока что. Посмотрим, что будет дальше.
свернуть
⠀⠀⠀Стилистически Арден привлекает в этой книге. Больше, чем в «Невесте ноября», где диалоги и само повествование казалось довольно простым и слабым. Здесь же повествование кажется более содержательным и наполненным, более стилистически завлекающим. Но возникали вопросы к некоторым формулировкам: например, «красочный пожар цвета» — интересное сочетание (понятно, что авторка имела в виду, но звучит странновато). К тому же, неплохо у Арден получается замаскировать популярные сюжетные тропы, добавляя довольно интересные элементы (кроме момента с тем, что опять всех обманывали долгие годы). Также хочется похвалить оформление. Довольно приятная обложка. А также: безумно радуют авторы, которые, продумывая свой книжный мир, добавляют карты вымышленных мест. Они отлично дополняют!
Выводы:
⠀⠀⠀По итогу книга получилась средней — к ней слишком много вопросов остается. Вопросы должны быть, когда это циклы книг, тогда интрига исчезнет. Но эти вопросы вызваны не тайнами, которые манят и завлекают в свои сети, как в детективах Агаты Кристи, а сомнениями в тех или иных решениях писательницы. Самый главный минус для меня — нет ощущения азиатской атмосферы. Она не чувствуется. Даже добавление присущих элементов или терминов не помогает. Я бы списала все на то, что мало знаю культуру, но если позволить себе сравнивать с манхвами, которые я читала, то я пока вижу мало сходства. Стилистически Арден намного лучше, чем в случае с «Невестой ноября», но все же слабее, чем «Мара и Морок», на мой взгляд. В остальном мне интересно узнать, чем закончится эта история, ведь интрига в конце точно есть. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Скорее да, чем нет. Для почитателей творчества Арден — точно да. Для тех, кто сомневается, — лучше задумайтесь, а нужно ли вам оно. А кто вообще не хочет, но интересно, что за новинка, то можете в целом не тратить свое время.