Больше рецензий

13 января 2023 г. 13:56

5K

1.5 «Наверное, я правда недостойна быть Девой, потому что мне трудно верить в то, о чем я ничего не знаю». (с)

Книга 2 — «Королевство плоти и огня» — рецензия
Книга 3 — «Корона из Золотых Костей» — рецензия
Книга 4 — «Война двух королев» — рецензия
⠀⠀⠀С Дженнифер Арментроут связаны приятные воспоминания: цикл «Темные элементы», который был одним из любимых в свое время, или «Вселенная Лакс», одиночные романы и другое. Можно даже сказать, что она родоначальница многих популярных сюжетных ходов (а затем и шаблонов), которые появляются в YA/NA. И, каждый раз когда я видела пенталогию «Кровь и пепел», была некая надежда на то, что Арментроут изменит правила игры в подростковой и выше литературе. Но увы. Книга не просто не впечатлила, она разочаровала. Арментроут как будто попала в петлю времени и повторяет себя — и это крайне грустно. Но обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀П енеллаф — Избранная, она Дева, неприкосновенная, которую обязаны защищать до ее Вознесения в положенный миг и час. Она лишена прелестей обычной жизни, а удовольствия, которые так и манят ее, находятся под строжайшим запретом. Свыкнуться с такой жизнью она не может, ведь все, что ей положено, — это действовать во благо других, но не себя. Стремясь урвать хоть кусочек свободы, Поппи сталкивается с человеком, который полностью изменит ее жизнь, ведь тайны, которые скрывает роль Девы, опасны не только для врагов, но и для самой Избранной. Хотя жизнь не принадлежит Избранной, она поборется за мгновенье, которое изменит все правила игры. Теперь Поппи предстоит понять, кто друг и кто враг, ведь опасность намного ближе, чем пугающий туман и Жаждущие, готовые разорвать всех на части.
«Кем бы они ни были, у них есть свобода, которой я сильно завидую».
⠀⠀⠀Задумка с Вознесшимися, Девами, Атлантийцами просто прекрасна. Что-то новенькое и свежее. С самого начала появляется интрига и даже надежда, что идея будет развиваться и дарить приятные ощущения. Арментроут довольно грамотно начала развивать книжный мир, буквально с первых страниц, объясняя и показывая философию, механику работы, предысторию. Это привлекает внимание. Но, видимо, одной задумки мало, ведь требуется и сюжет, который будет раскрывать задумку с разных сторон, и персонажи, которые будут интегрированы в сюжет. А этого здесь, увы, нет. Хотелось бы отключить мозг и просто наслаждаться книгой, но не получается, потому что, все, что есть в книге, как будто было уже где-то (причем у самой же Арментроут). Поэтому никакого удовольствия не получаешь.
«Что ты делаешь? Живу. Совершаешь невероятную глупость».
⠀⠀⠀Не могу сказать, что все плохо с этой книгой. Отнюдь. Как я уже сказала, в начале книга интриговала и задавала тон — довольно мрачный, серьезный и даже пугающий. Мир, в котором происходят книжные события, выглядит не таким простым, а его история может увлечь и поразить: от войны Двух Королей до появления Жаждущих, которые погубили семью главной героини. Казалось бы, есть довольно крепкая мотивация (которую в итоге не развивает авторка, о чем я напишу в спойлерной части), есть занимательная предыстория, но все это забыто в угоду клише и шаблонов. Буквально до момента с Ритуалом все было сносно и уверенно: захватывающее развитие книжного мира, интересные детали как персонажей, так и окружающего мира. Да и психологизма хватало, который будто бы сближал с главной героиней. Но после Ритуала и после слов Хоука «Не забудь» стало все предельно ясно, что будет происходить дальше.
«Детям выпадает не так много шансов стать не теми, кем были их родители».
⠀⠀⠀Арментроут будто повторяет своих же персонажей в характерах, поступках и наивности. Так как я не так давно перечитывала «Темные элементы», то, естественно, хочется провести параллель между Астаротом и Хоуком, а также Поппи и Лейлой. Авторка лишь изменила предысторию, сеттинг и некоторые черты, но в остальном, они как будто копии друг друга. Поэтому пока нет никакой привязанности к персонажам, они только начинают раскрываться (хочется верить в это), и все, что мы видим, — это неуверенность и наивность Поппи, которая с головой бросается в пучину событий (и отношений) и манипулятивность Хоука, который всем этим пользуется. Разбавляет ситуацию психологизм, который позволяет чуть ближе узнать персонажей и их предысторию.
«Смелость и сила еще не означают, что человек хороший».
⠀⠀⠀На протяжении всей книги возникала ассоциация с пенталогией Рейвен Кеннеди «Золотая пленница». Если вы читали первую книгу («Блик»), то скорее всего поймете, о чем я говорю. Практически одинаковое композиционное развитие сюжета и персонажей, практические одинаковые сюжетные тропы и ходы, которые не удивляют и не восхищают. Как Аурен была пленницей золотой клетки, так и Поппи была пленницей религии; как Хоук смог раскрыть глаза на происходящее, так и Слэйд делает это; как Поппи жила, не понимая, что ее обманывают, так и Аурен находилась в таком положении. Но а дальше — спойлеры уже. Слишком похожие линии. Это не к тому, что кто-то плагиатит, это к тому, что слишком шаблонное развитие — как в «Золотой пленнице», так и в «Крови и пепле». Это печально, учитывая, что Арментроут часто задавала тон в YA/NA литературе. Сюда же можно добавить прошлогодний дебют «Королевства моста» Даниэль Л. Дженсен. Все то же самое.
«Наверное, я правда недостойна быть Девой, потому что мне трудно верить в то, о чем я ничего не знаю».
⠀⠀⠀Если авторы будут повторять самих себя и использовать одни и те же тропы без какого уникального полхода, то получится порочный круг: вы будете знать всю структуру сюжета, но декорации будут сменяться. Сложно придумать что-то новое, плюс, надо сначала привлечь читателя, и проще всего это сделать читерским способом — использовать любимые сюжетные повороты. Но есть те, кто, работая с шаблонами, все же создает нечто новое и удивительно привлекательное: например, «Неопалимая» М. Роджерсон, «Мара и Морок» Л. Арден (примечание: здесь многое решает сеттинг), «Воздушный народ» Х. Блэк, «Тень и кость» Ли Бардуго (со второй книги). Только из-за приятных воспоминаний хочется дать еще шанс Арментроут, чтобы посмотреть, как она будет развивать книжный мир и персонажей во второй книге.
⠀⠀⠀Напоследок, стоит отдать должное стилю и слогу Арметроут: она сумела создать довольно интересный книжный мир, добавив атмосферу и детали, которые дополняют его. При этом есть и психологизм, который чуточку улучшает ситуацию с персонажами, которые не привлекают вообще. При этом читается довольно легко и непринужденно. Но возник один вопрос к переводу. В первую встречу Хоук и Поппи он задает вопрос: «И девушки с такими именами имеют привычку носить чужую одежду?». Она отвечает: «Я не девушка». Просто — что? Естественно, из диалога становится понятно, что имеется в виду, но по тексту выглядит очень странно. Видимо, в оригинале использовалось какое-то определенное слово, которое отсылает на девушку, не имеющую опыта в сексе.
спойлер
Как спойлер №1: Мне не совсем понятна мотивация Поппи, которая буквально сразу же соглашается с положением дел, когда ее похищают. Да, можно списать все на юный возраст, запретный плод, который слишком сладок, Хоука, который слишком привлекателен и так далее. Привязанность и первая влюбленность — это все прекрасно, но у Поппи убили знакомых и даже друга — это же должно играть какую-то роль, не так ли? Как-то ожесточить ее, дать возможность для сомнений, выстраивания границ (хотя бы временных). Но мы видим, как она «ненавидит» Хоука, а он правильно говорит: да ненавидеть ты меня. Если уж проводить параллель с Аурен и Слейдом, там хоть взаимодействие после раскрытие тайны было интереснее.
Как спойлер №2: Слишком быстро попрощались с Виктером. Мне показалось, что его можно было бы развить еще дальше и, возможно, сделать неким рупором для Поппи. Но так как смерть была показана, вряд ли он резко вернется, хотя хотелось бы. У него был отличный потенциал, он бы многое показать и рассказать Поппи, но, увы, воля автора.
свернуть

Выводы:
⠀⠀⠀Уже давно пора свыкнуться с мыслью, что порочный круг пока еще не разорван в YA/NA и что авторы все продолжают повторять излюбленные тропы читателей. Легкий способ привлечь внимание, но благодаря этому появляется возможность найти тысячу и одну замену для таких книг. Хочется видеть что-то новое, свежее или хотя бы с нетривиальным развитием шаблонов/сюжетных ходов, и была надежда, что Арментроут сможет сделать, но пока надежда остается несбыточной. Посмотрим, что будет дальше, но теперь ожидания крайне занижены. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Если вы не читали упомянутые в рецензии книги, то можете попробовать, скорее всего вас сможет привлечь spicy взаимодействие Поппи и Хоук, но если вы знакомы с творчеством Арментроут, то лучше прочтите «Темные элементы» еще раз.