Больше рецензий

10 января 2023 г. 22:32

124

3 Желая написать книгу об истории книг, автор написал оду человеческой глупости

Книга "Заветы времени" , или "Заветы вечности" была впервые издана автором в 1965 году. Здесь мы видим, что первая попытка издательства "Амфоры", сохранив оригинальное название автора, представить эту книгу нашей публике, судя по всему, провалилась. Поэтому, впоследствии, ту же самую книгу издали уже под другим названием "В поисках Библии", что было продиктовано, вероятно, желанием хоть как-то привлечь людей к произведению. Забавно, что обе они добавлены на ЛайвЛиб как разные книги одного и того же автора и даже имеют разные рейтинги :) хорошее начало

Что я могу сказать обо всем этом и о книге в том числе: история людей - это бесконечная история глупости, жадности, алчности, фанатизма, страсти и т.п. На примере того, что описано в этой книге, как и напримере того, как эту книгу добавили в ЛайвЛиб, мы видим по сути одно и и то же: большая часть людей это просто глупые говорящие приматы, которые могут, конечно, свято верить в свою исключительность или учёность, но на деле почти ничем не отличаются от самых примитивных млекопитающих. Животные ведомы желанием поглощать пищу, удовлетворять похоть, защищаться от врагов, заботиться о потомстве. Человек может прибавить к этому месть, алчность, фанатизм и честолюбие. Во всем остальном, он ничем не лучше животного.

Читая историю открытий древних манускриптов, сперва бросается в глаза то, насколько они были абсолютно безразличны всем тем простым людям, которые оборачивали ими трупы, или выбрасывали на свалки, и которые составляют то абсолютное большинство населения, которое никак и не изменилось за последние 6 тысяч лет. Но как только приходишь в себя от осознания такого отношения к древним знаниям, начинает бросаться в глаза уже другая человеческая крайность, теперь с противоположного конца: мы смотрим на полюс современной элиты, которая создаёт на пустом месте некие идеи фикс, вроде идеи найти самые древние свитки ветхого или нового завета. Люди готовы веками снаряжать экспедиции, выделять миллионы долларов на покупку сомнительных артефактов, кормить целые орды специалистов, и все это ради того, чтобы напечатать в газете и раструбить на весь мир: профессор такой то из Британского музея или Честер Битти, меценат и коллекционер, стал обладателем самого древнего списка Евангелия! Что это, если не глупое честолюбие, ведь большинство людей по всему миру вообще не читают ни Евангелие, ни Талмуд, ни Коран, ни Бхагавад Гиту. И даже если читают, то видят в них лишь то, что им сказал батюшка, муфтий, гуру или профессор филологии и т.п. Разве может эта находка изменить что-либо в религиозном понимании большинства людей? Все верующие люди являются по большей части слепыми фанатиками и сектантами, в чем не сложно убедиться, если просто допустить в беседе с ними саму возможность того, что их идеалы могут быть ошибочными.

Все эти открытия, описываемые в данной книге, приходятся большей частью на 19 и 20 века, когда подавляющая масса жителей планеты была безграмотной и невежественной. Всеми этими открытиями наслаждалась и забавляла себя всего лишь малая горстка людей, которых можно назвать элитой. И весь ажиотаж этой элиты того времени вокруг той или иной находки манускрипта, ничем не отличается от желания современного олигарха выпендриться покупкой собственной яхтой, машиной ручной сборки с титановым двигателем и постройкой самого высокого здания, самого большого храма и т.д. В сущности вся их психология ни чем не отличается от банального честолюбия, а отношение к знаниям, заключенным в самих текстах, ничем не отличается о отношения к ним бедуинов Кумрана, которые не нашли в свитках Мёртвого моря ничего более ценного, чем кусок кожи для разорвавшихся сандалий мальчика пастуха.

Книга несколько затянута, особенно в последних главах. Автор добавляет местами столько ненужных подробностей и сведений, не имеющих к теме прямого отношения, что можно сделать вывод, что он собрал в одну кучу свои очерки, которые писал много лет, не удосужившись хорошенько все это обработать под новый формат одной книги. Также видно, что тема поиска текстов Библии, которой уделено здесь больше половины написанного, не являлась изначально темой всей книги, иначе писатель не отвел бы столько места не связанным с этим находкам.

В самом начале он обещает нам некий детектив, и замахивается на звание чуть ли не единственного в истории автора, написавшего книгу об истории книг. Теперь становится понятным, что заставило человека написать так "многа букав". Все то же честолюбие, ничего нового. Раз уж взялся за детектив, изволь по законам этого жанра, чем ближе к развязке, тем интенсивнее и сенсационнее подавать материал. Но, на хороший детектив это никак не тянет, потому что Лео Дойель не следует даже золотому правилу писателя: "отсекай лишнее" . Также автор не определился для себя и с тем, а что вообще считать ценным в области древних манускриптов: древние сказки из Египта, которым 4 тысячи лет, отрывки из авторов греческой классики и античности, предания ханаанской земли или погоня за Новым и Ветхим заветом самой ранней версии? Хаос в голове писателя порождает и хаос в книге, в её изложении, целях и задаче. Поэтому ничего, кроме описания человеческой глупости во множестве её проявлений - она нам не сообщает. Но возможно для тех, кто ещё не пришел к тому выводу, что за последние тысячелетия человечество, по сути, совершенно никак не изменились, это чтиво будет интересным.

Оригинал рецензии