Больше рецензий

10 января 2023 г. 17:17

8K

4.5 Достойный исторический роман

Энн Райс известна многим как автор знаменитой книги про вампиров, которую я как раз не читала да и не собираюсь — не люблю вампирскую тематику. И, поскольку я от этих книг и фильмов далека, то, начиная читать роман, даже и не знала, что это "та самая Энн Райс". В любом случае, в этой книге никаких вампиров в буквальном смысле этого слова нет. Разве что в переносном, а уж от них-то в нашем мире никуда не денешься...
Роман посвящён достаточно мрачным и драматичным страницам истории искусства. Наверное, все слышали о певцах-кастратах, в своё время пользовавшихся большой популярностью в "просвещённой" Европе, так вот в этом романе читателям предстоит узнать по этой теме многое, может быть, даже больше, чем хотелось бы.

Автор, как она сообщает в послесловии, тщательно изучила вопрос, прочла множество материалов по теме, консультировалась со специалистами, так что это в первую очередь исторический роман, в эпизодах которого даже появляются реально существовавшие певцы Николино, Фаринелли и Каффарелли.

В центре сюжета два певца-кастрата, которых судьба сводит сначала в роли учителя и ученика, а затем их отношения становятся более... близкими. Одного в шестилетнем возрасте купили у родителей-бедняков. Другой — венецианский аристократ, стал жертвой жестокой интриги и преступления.

Их объединяет глубокая любовь к музыке и принадлежность к той социальной группе, которая поставлена обществом в совершенно особенное изолированное положение. Всё-таки, на мой взгляд, никакая красота голоса не может оправдать этой изощрённой жестокости, которую католическая церковь воспринимала как норму, что, впрочем, для её истории совершенно не удивительно, создавая целые хоры из кастратов, ставя на поток калечащие операции, которые иной раз проводились даже ДО того, как мальчиков прослушивали и принимали решение о ценности их голоса.
Это последнее обстоятельство ужаснуло даже меня, хотя я была готова к тому, что придётся соприкоснуться с мрачными сторонами "сияющего" Запада и поразительным лицемерием католических прелатов, которое, собственно, уже и не поражает.

"...именно страх Церкви перед выступлением на сцене женщин породил на свет кастратов". Конечно, благопристойность — превыше всего! Женщина на сцене — это же ужасно, лучше искалечить огромное количество мальчиков и благочестиво наслаждаться их ангельскими голосами. И их телами — тоже. Об этом здесь также есть.
Хотя меня покоробило и показалось приторно-фальшивым то, что автор настойчиво пыталась представить в лучшем свете кардинала, вступившего в связь с главным героем. О да, он такой верующий, такой благочествый... Верим-верим. Конечно же, как же иначе.

Кроме того, некоторые мальчики, пережившие "операцию", всё равно позже теряли голос, как это и произошло со вторым главным героем романа. Он, к счастью, сумел стать преподавателем и композитором, другим же не так повезло.

Несмотря на большой объём, книга читается легко. Здесь и красоты природы, и яркие описания Венеции и Неаполя, архитектура, одежда, картины, театры и светские салоны. Но главное — музыка. Здесь очень много музыки и прекрасного вокала, подробные описания обучения и захватывающие дух картины вдохновенного исполнения; минуты триумфа, годы тяжкого труда.
А главное, трагические судьбы, жестокость и равнодушие, бездушная уверенность одних, что они вправе калечить детей ради "высокого искусства", и бесправие других, которым остаётся только смириться с уготованной им судьбой и попытаться превратить чужое преступление в собственное призвание, нищета и коварство, яркие эмоции и глубокие чувства, а так же откровенные описания интимной жизни.
Этого последнего, на мой взгляд, могло бы быть и поменьше. Но что есть то есть, и если вам это претит - лучше не начинайте читать.

Хотя в целом роман, конечно, более чем достойный, а остросюжетная интрига, связанная с судьбой главного героя, придаёт повествованию дополнительный интерес.