Больше рецензий
10 января 2023 г. 16:56
3K
3 Дикий запад? Или несправедливая доля ребенка
РецензияОчередной неплохой орешек пополнил мою коллекцию. И какая же сложная, временами жестокая, правдивая и стоящая исповедь получилась. Конечно, исповедь не совсем правильное слово, но именно так хочется обозвать историю, раскинувшуюся на страницах небольшого романа.
Приступала к книге без малейших ожиданий, раздумий и предположений. С легкой руки, так сказать. И, в сущности, получила великолепную палитру разных эмоций, а самое важное – пищу для размышления.
Мой уровень познания работ современных русских авторов сводится практически к нулю, отдаю предпочтение уже полюбившемся представителям. Сложилось некое резко негативное отношение, можно ли его считать обоснованным, сложно сказать. Ибо информационное поле крайне усиленно фонит. Да и вообще, к чему это я, ах да, автор романа – Екатерина Манойло вышла к публике со своим дебютным романом – «Отец смотрит на Запад». И является новым представителем современных русских писателей. Могу сказать, что для дебютного автора написано замечательно. Хочется верить в интересное писательское будущее, а я же обязательно буду ждать новых работ.
За весь свой читательский путь пока еще не встречала, чтобы авторы затрагивали тему смешенных браков. Да, уже десятки и сотни раз были подняты межрелигиозные конфликты, но вот именно трудности и перипетии совместной жизни в смешенных браках встречаю впервые. И вопрос ведь весьма интересный, с одной стороны, любопытство, с другой стороны, с каждым годом подобных браков становится все больше.
В постсоветском пространстве часто слышала, как взрослые люди сетовали, мол не нужно смешивать кровь. Каждый должен свататься со своими, они там, а мы здесь. И никогда не могла понять, зачем и почему. Но не все так радужно, не мало примеров можно найти жесткости и боли, вытекающие за края после таких союзов.
В какой-то мере роман можно отнести к семейной саге, в какой-то мере к магическому реализму. Подача у автора прекрасная, хороший и спокойно льющийся слог. Повествование переливается, оно не рваное или топорное, в нем нет избытка или недостатка художественной окраски. Магический реализм прекрасно дополняет канву повествования, придает необычный флер и нереальность происходящему. А второстепенные персонажи в лице родственников приближают к понимаю разницы между культурой и традициями.
Главная героиня – Катя, дочь русской и казаха. Православной и мусульманина. В жизни маленькой героини случается горе, несчастный случай, перевернувший ее жизнь и жизнь ее близких. Мать, выгоревшая еще до случившегося, находит покаяние в Боге, отец, никогда не любивший дочь, вообще забывает о ее существовании. Самое ужасное с чем может столкнуться ребенок – понимание того, что он не любим своим родителем. После ухода матери девочка остается совершенно одинока, нельзя сказать, что до этого она жила в более здоровой обстановке, но такой поворот только усугубил ситуацию.
Ирочка, бабушка Кати с материнской линии, явилась ангелом хранителем для девочки. Забрала ее из ужасных условий: от безотцовщины, от ненависти одноклассников и от ненависти тетки, сестры отца. Единственный адекватный взрослый во всей истории.
Так как Катя была полукровкой, да еще и девочкой, ее судьба была предрешена. До сих пор поражают дикие традиции, часто встречающиеся у представителей кавказских и мусульманских народов, сохранившиеся и по сей день. Если родился не мальчик, то случается целая трагедия. Женский пол – рабыни, которые обязаны прогибаться и угождать. И ярким тому примером в романе был прописан двоюродный брат девочки, а отец же сразу невзлюбил ее, хоть руки не распускал, уже хорошо, но все же она была девочкой.
Не все мусульманские традиции такие уж и плохие, многое непричастному человеку будет просто непонятно и непривычно. Получилось однобоко, на мой взгляд. Хотелось бы получить в повествовании не только одну сторону медали, а остаться с ответами и на некоторые вопросы. Почему, например, мусульманская часть семьи была настолько против русской невестки. Почему для них так важно иметь продолжателя рода, а девочка такое острое табу, нож приставленный к горлу.
Финал истории получился скомканный, чтобы добить на корню зародыш чего-то хорошего, автор изображает тетку с братом алчными забияками, готовыми пойти даже на убийство, ради квадратных метров квартирки, оставшиеся Кате по наследству. Понимаю, что такое вполне могло произойти и в реальной жизни, но сложилось впечатление, что задумка сдулась, но надо было чем-то окончить повествование. Можно было интересно показать и интеграцию Кати в двух совершенно разных культурах, в положительных и отрицательных моментах взросления в разных религиях, но в итоге девочка вообще осталась без Бога и веры.
В заключении хочу сказать, что задумка и реализация мне понравились. Было свежо и интересно следить за тяжелой судьбой девочки, немного подкачал финал и однобокость описанной истории. Но роман все же дебютный, не будем забывать, написан он на хорошем уровне. Ну и мне совершенно было непонятно название. Считаю его крайне неудачным. Если женился на русской, то сразу смотрит на Запад? Возможно, мое невежество просто не дает прийти к пониманию, хм.
Читаем Россию, Оренбургская область
Комментарии
Как-то странно. Я из Казахстана, и даже в самых уважающих традиции регионах крайне редкостны случаи, когда женщин обвиняют в рождении девочки. А другие регионы и подавно от подобной консервативности отказались
Мне кажется, были описаны "типичные" порядки мусульманский семей.
Там не то, чтобы обвинения были, а сопоставление реакции окружающих на рождение мальчика и девочки. На Кавказе ярко можно проследить тенденцию деторождения до победного во многих семьях, пока не появится мальчик. Ну и такие истории, как здесь описана, не редкость.
Да и в книге то особо колорита культуры Казахстана и не было, на мой взгляд, но видней будет вам, если решитесь читать)
Какие «типичные мусульмане?
Ранг девочки в исламе возведена в абсолют.
Плохое отношение к рождения девочки, а также плохое отношение к ней, это относится к народам и их традициям, а не основам Ислама.
Например у Арабов, до Ислама, было такое , что они огорчались из-за рождения девушки и закапывали ее живой, а Коран исправил все это.
Вот аяты:
128 глава( сура) стих(аят)58-59
Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев.
Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину,СКЕРНЫ их решения!
И еще:
Глава( сура) 81 стих (аят) 8-9
и когда зарытая [похороненная] живьем (девочка) будет спрошена [[Рождение дочери у доисламских арабов считалось позором, и нередко отцы девочек, из-за частых издевательских насмешек своих соплеменников, уносили своих дочерей в пустыню и заживо закапывали в песок.]],
за какой грех ее убили, [[В доисламские времена невежественные арабы живьем зарывали своих дочерей из-за нищеты и бедности. Такую девочку спросят, за какой же грех она была убита? Естественно, на ней не было никакого греха, но зато в этих словах содержится суровое предупреждение детоубийцам.]]
И.т.д.
Также из хадисов Мухаммада ﷺ
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Когда ты смотришь с радостью на сына, то это записывается тебе как благо, а когда смотришь с радостью на дочь, это записывается как награда. Начинайте с дочерей, ибо Аллах Всевышний нежен и мягок к ним».
Еще:
В хадисах сказано: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным».
Затем его спросили: «А если у него будут две дочери?»
На что Пророк ﷺ ответил: «Даже если у него будут две дочери».
В другом хадисе сообщается: «Кто бы ни имел трех дочерей, проявлял к ним терпение, кормил их, поил и одевал из своего достатка; они станут для него щитом от Огня в День Воскресения».
И еще из много.
Также в Коране есть глава (сура) под названием «Женщины», то время как нет главы (суры) Мужчины.
Так что это не основа религии Ислама, а прихоти отдельных наций и их традиций.
Зачем переиначивать слова?) Есть такие традиции и порядки, я не говорила о основах религии. И такие традиции есть/были в основном в мусульманских семьях/народах. Отсюда и складывается типичность представлений.
- а вот с этим однозначно могу согласиться. Немного не понимаю вашу агрессивность, ибо с моей стороны никакого подтекста не было. Удачи)
значит показалось, извиняюсь)
Добрый день. Рецензия оставила какое-то негативное впечатление о романе. Наверное, нет, читать не буду. А может и прочту. В общем, подумаю... )
Просто я сам из Казахстана. Знаю хорошо как и казахов, так и русских. Ну у нас по такому принципу делится общество. Что-то такого не наблюдал даже в глухих сельских районах.
Тоже самое могу сказать про Среднюю Азию - и родня живет в соседних республиках и туристом туда ездил.
Ощущение, что сюжет притянут за уши.
Спасибо за рецензию.
Я все больше стала размышлять уже после написания рецензии, становится плоско, ну прям через чур. Изначально не смутило, ибо была наслышана о подобном отношении, знакомые рассказывали. Не конкретно про Казахстан. Ну вот, если брать не 21 век, допустим, а более ранее время, такое можно было встретить? Должна же была автор откуда-то выцепить идею для романа.
Сложно без спойлеров рассказать, но меня скорей сильно зацепила часть с магическим реализмом, она действительна была нова. Но я мало книг с ним читала, возможно, просто еще не встречала такую игру с реальностью.
Просмотрела, спасибо большое за пояснение)
Вот многие пишут, что не замечали плохого отношения к первенцам-девочкам в Казахстане. Но ведь это не обязательно должно проявляться ярко и громко, вполне возможно, что это так обыденно, в ежедневных в мелочах.
В России ведь тоже это есть, в русских семьях, но не так сильно, как в Азии. Когда первой рождается девочка, часто родителей утешают присказкой " ну ничего, сначала нянька, потом лялька". Т.е. девочка не ребёнок, она ценна только как нянька будущему мальчику. Мужчин, у которых рождаются только дочери, принято жалеть. На следующий день после свадьбы, мы (все вчерашние студенты) сидели с молодыми на кухне, и Кирилл(муж) сказал моей подруге Лене(жене) - "смотри, если первым будет не мальчик, то я не знаю что ..." - вполне серьёзно было сказано.