Больше рецензий

Комаров Сергей (serz_komarovv)

Эксперт

исключительно non-fiction

8 января 2023 г. 13:31

2K

4.5 Рациональность – это то, к чему стремится мышление, но никогда этого не достигнет.

Я хочу начать рецензию с того, что этот труд отчасти является философским.

.

Почему это важно и зачем на этом акцент?

Во-первых, рациональность – важное понятие и одновременно эфемерная сущность. Даже если мы захотим, то мы не сможем показать пальцем на рациональность.

Пинкер ставит во главу всего «рациональность» и это не станет удивлением для всех тех, кто читал предыдущие работы автора. Это очень популярная тема и данный факт заставляет сравнивать эту книгу и философию автора со всем, что уже есть в культурном знании. И тут кроется загвоздка – рациональность, так сказать, «не в моде». Поясню в следующем пункте.

Во-вторых, идея о наличии в человеке рациональности или отсутствии её – спорные (как одна, так и другая). Человеческая рациональность – это предмет споров в множестве научных дисциплин. Именно поэтому эта книга сразу попала в мою корзину, интересно было: «Сдержит ли удар Пинкер!».

Смелый ход. Психология, социальные науки, поведенческая экономика, просто экономика, когнитивистика и прочие науки сейчас основываются на иррациональности человека.

В-третьих, Пинкер подменяет понятия и если бы он этого не делал, то я бы не назвал этот труд философским. Здесь давайте остановимся поподробней.

Меня изумило то, что книга названа неправильно. Она должна называться КАУЗАЛЬНОСТЬ.

«Что ты несёшь?» – подумаете вы.

Пинкер лингвист и он умело использует смысловые конструкции, чтобы выдать желаемое за действительное. Но пока это просто слова, давайте приведу цитату:

Определение, довольно близкое по смыслу, в котором это слово (рациональность) употребляется в обыденной речи, звучит как «способность использовать знание для достижения целей»…
… Даже заурядная рациональность, заключающаяся в том, чтобы видеть, а не галлюцинировать, подчиненна всегда актуальной цели, встроенной в нашу зрительную систему – познанию окружающей действительности.

Рациональность в книге – это каузальность. Эти понятия не являются синонимами. Если простыми словами, то каузальность – это поиск причин, а рациональность – это поиск истины.Это крайне важно, поскольку на этом аргументе держится вся книга. На этом не делается акцента, но после этих строк (цитаты) понятие рациональности используется только в понятии каузальности.

Пинкер также спекулирует на понятии пост-правды, что мы неверно интерпретируем события и данная эпоха является рассветом Человеческого Разума. У меня личная ненависть к понятию «пост-правды», поскольку она должна была идти вслед за «эпохой правды». Это понятие-то вроде есть, но оно бессмысленно, так же как и бессмысленно отрицание «эпохи пост-правды» к аргументации о нашей рациональности.

.

Давайте закроем вопрос недостатков к книге, а потом я реабилитирую Пинкера.

Книга состоит из:

1. Громких заявлений.

2. и Средних аргументов.

Вы уже отчасти понимаете почему это так. Рациональность заменили каузальностью, что сразу же развязало руки автору. Опровержение эфемерной сущности эпохи «пост-правды» почему-то стало аргументом к рациональности человека (хотя и опровергнуть-то и не получилось).

Книга начинается с громких заявлений о Разуме, да и в целом Пинкер взял курс на «современную политическую повестку» и эта третья подряд книга с явной пропагандой. Это сразу начинает бросаться в глаза и подкрепляется это в первых двух главах очень слабо.

К примеру. Пинкер приводит в аргумент современных охотников-собирателей (коих осталось 2 калеки), чтобы описать общественный уклад наших предков. Это логическая ошибка и инверсия смысла, но долго на этом не будем останавливаться.

После Пинкер заменил понятие глупости на невнимательность. Мы не глупы, мы просто невнимательны! Я это в заметки выписал и думал, что не пригодится. Ошибся. Может быть вопрос в переводе, но иррациональность заменена понятием нерациональность. Вроде бы ничего не поменялось, да? Но по итогу то у нас противопоставляется РАЗУМ и НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, где рациональность заменена каузальностью. А понятие ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ вообще в книге нет, БРАВО.

Это не то, чего я ждал от Стивена Пинкера.

… средние аргументы встречаются на протяжении всей книги, вроде:

Есть еще одно подтверждение оправданности разума: он работает. Жизнь – это не сон, где мы без цели и смысла оказываемся в разных местах, а всякие странные вещи случаются ни с того ни с сего… Реальность охотно подчиняется нам, когда мы используем разум, и это веское свидетельство в пользу того, что рациональность действительно работает.

Опять же вы видите, что рациональность далее в книге является каузальностью...

До любого другого автора я бы так не «докапывался». Я предвзят, я фанат Пинкера и он меня разочаровал.

.

Собственно почему оценка не 1?!

Отвратительное начало книги – до Главы 3.

Эта книга выросла из его курса лекций по программе «когнитивная психология», Пинкер всю информацию переработал под «рациональность» и, наверное, зря.

Почему?

Поскольку заявленная методичность началась хоть и поздно, но с 3 по 6 главу эта книга сразу затмила Непряхина, Чатфилда и многих других, кто пытался писать о критическом мышлении. 3 главы Пинкеру хватило, чтобы реабилитировать себя.

Это очень редкое явление, когда разочаровался в книге, а она переламывает. Причём настолько переламывает, что сразу становится отличной от других в своём жанре. И даже средняя во всех отношениях концовка не перебила это чувство.

Поставить 4 будет несправедливо. Авторский стиль Пинкера исключительно хорош, много метафор, сравнений и исключительно подробное описание опытов, исследований и идей мыслителей современности…

.

Эта книга балансирует между любовью и ненавистью.

Отличная от многих книг на популярную тему о «критическом мышлении», где популяризаторы зачастую «плавают».

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ же – это переработанный курс лекций, что делает работу исключительной.

Решитесь читать?

Будьте внимательны!

Автор часто будет пытаться вас «провести» и…

… и возможно я слегка завысил оценку.

Комментарии


Спасибо за ваш развёрнутый отзыв! Всегда читаю с интересом вас каждый раз, как нахожу) 
Возможно ли, что вам автозамена исправила каузальность на казуальность? Я перечитала с подставление обоих терминов и, в целом, картина складывается с обоими, но я думаю все же, что рациональность Пинкера - это больше про детерминизм, нежели про случайность. 
Согласна абсолютно с критикой предвзятости Пинкера. Читала его «Чистый лист» и это попросту критика Трампа по диагонали. Вполне возможно, что он использует это как психолог (мне любопытна такая гипотеза), поскольку человек всегда полнее запоминает то, что эмоционально окрашено, нежели информацию, поданную сухо и по-существу. Не всем нужно сухо и по-существу :) Как раз Канемана за счёт конкретики и большого количества цифр дочитываю не все, а многие - бросают. Может за счёт эмоциональности Пинкер имеет больший шанс что-то пошатнуть? А может и нет. 
Повторюсь: спасибо вам за рецензию. Она навела меня на множество мыслей в эту же сторону. 

О_О

Тут не в автозамене дело, а, видимо, в обычном невежестве.

Ищите и, как говориться, найдёте.

Казуальным называют нечто, вытекающее из или обусловленное особенностями данного случая.

Откровенно и без задней мысли признаю свой недочёт. Всегда употреблял "Казуальный" в значении "Причинности". Искал этому подтверждение - и находил. Причём в книгах тоже часто встречал именно в этом значении.

Благодарю, ваш комментарий крайне ценен, сейчас исправлю:)

Всё-таки каузальный подходит здесь лучше.

_____________________

Я скучаю по Пинкеру, когда он писал книги о лингвистики и мозге. Ставить меньше оценку - обмануть себя.

Позвольте ремарку цитатой из к/ф "Омерзительная восьмёрка", когда Джон Рут высказывался о мере наказания для отъявленных преступников:

Вешать надо только отъявленных, но отъявленных обязательно надо вешать.

Так и в книгах Пинкера:

Исключительно хорошими были пару глав, но эти главы были исключительно хорошими.

_____________________

А что о причинах...

Он живёт в демократическом обществе и в своей среде имеет вес. Его выбор пропагандировать современные ценности, как результат и финальную точку эпохи Просвещения. А добавив сюда исключительный стиль и живое описание скучных вещей - получаем хорошо тиражируемые книги.

Есть некоторое ощущение, что он ...исписался.


Согласна. Весьма вероятно, что чувствуя собственный вес, он решил это использовать. Неясно, как к этому относится, но я тоже скучаю по живой, но непредвзятой науке. Громкой, но окрашенной не политическими взглядами, а восторгом от самой науки. 

Касательно термина - да, его всяко используют. Думаю, что здесь ещё и небольшое упущение научных редакторов и переводчиков может быть. Помню потому что Патрисия Черленд критиковала узкий детерминистический взгляд на свободу воли, как у Сапольски, например, называя его каузальным интеллектом, а оттого - невозможным. Книга, к слову, тоже максимально эмоциональная) 

Хороших книг без какой-либо подоплёки великое множество. Отчасти и эти отзывы для того, чтобы о них узнали люди. Нам просто нужно перестать ожидать логики в трудах Пинкера и не верить всему на слово...

...а о словах...

Как нас запутал лингвист? Причём главный аргумент к его понятию рациональности - это употребление в обыденной речи. Это тоже самое, что формировать гос бюджет из соц опроса. Причём я перечитывал 5 раз это место и не верил, что об этом написал лингвист. Даже такой дилетант, который путает, хоть и схожие понятия, увидел инверсию смысла.


Возможно, он использовал слово «рациональность» как раз из-за ассоциативного ряда у большинства? Человеку приятно считать себя рациональным в контексте «я принимаю верные решения». И слово стало употребительным и привязалось именно к правильности, нежели к истине. И если истина серая, то в крайности уйти - путь легче. И самолюбие за ушком чешет. Тоже хороший ход, чтобы выбрать его книгу, чтобы примкнуть к его взгляду. Удобное и даже весьма деликатное манипулирование, возможно.

У меня это было в черновиках к рецензии, но если бы я написал все мысли из них, то пришлось бы ставить оценку "1".

Он выступает антагонистом всей контркультуре, но зачем-то он сюда же приплёл "рациональность". Причём мысли для этой книги зрели давно в его голове, он в рецензии на какую-то книгу написал "Разум является истинным творцом". Его рецензии обычно сразу становятся предисловием к этим же книгам, к сожалению забыл где увидел эти строчки:)


Я убеждена, что удержатся посередине - это истинно искусство. Не уйти в радикализм, не превратить мысли в постулаты. Возможно, у Стивена Пинкера это получается не совсем успешно. Подобное же наблюдается у множества ученых. 
Можно попробовать опустить его взгляд на вещи, дабы не терять из виду истину в его трудах. Как вы сказали выше: «но эти главы были исключительно хорошими». 

Причём я уверен, что лектор и "ментор" в широком смысле он прекрасный. Поэтому будет следующая книга — она у меня сразу окажется в корзине. Как бы она не называлась(даже про астрологию), какая бы аннотация у неё не была и, какие бы ошибки он не допускал  — истинным его фанатам придётся дочитать от корки до корки.


Подписываюсь под каждым словом! :)