Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 декабря 2013 г. 01:14

288

5

«Рассказы о привидениях» — давний и уважаемый жанр в английской литературе. Так получилось, что именно англичане изобрели «готический роман» — атмосферное повествование о загадочных событиях, обычно имеющих место в древних замках или мрачных старинных кладбищах, полных старинных таинственных легенд. И здесь не обойтись без привидений, скрытого страха и прочих мистических явлениях. Однако тому жанру было отведено совсем немного – уже Джейн Остен в небезызвестном «Нортенгерском аббатстве» высмеяла готические романы Анны Радклифф и её соратников, и интерес к ним упал – у всех, кроме англичан. Нет, совсем не стоит отождествлять современные ужастики с этими «готическими романами», ибо как уже подметили критики:

В наше время подобный жанр воспринимается как музейный экспонат: мы привыкли к иным ужастикам, тягучее старинное повествование нас уже не напугает так, как безотказное «бу!» из-за угла. Читателю старинной готики или хотя бы современных стилизаций под неё требуется умение полностью погрузиться в текст и поверить ему, каким бы наивным он ни казался. Тогда леденящий душу ужас не заставит себя ждать.


Несмотря на то, что в целом положительных отзывов о книге не так уж и много, этот готический роман мне понравился, по-своему, конечно. Здесь и напряжение и хорошая атмосфера таинственности, а в воздухе прямо витает загадкой, и главное - никто не собирается открывать её постороннему, коим и является поверенный покойной Артур Киппс. Акцент в нём делается именно на внутреннем состоянии человека, том, как неумолимое потустороннее зло способно навсегда изменить любого, даже самого отважного и отчаянного. Итак, немного предыстории романа. Молодой стряпчий (от лица которого и ведётся повествование) приезжает в небольшой северный городок Кризин-Гиффорд, дабы разобраться с делами покойной миссис Дарблоу – женщины, одно имя которой нагоняет страх на всех обитателей и заставляет скрывать их нечто ужасное. Ходят слухи, что поместье этой леди – Ил-Марш – обладает весьма дурной репутацией, в чём молодому Артуру уже очень скоро придётся убедиться…
«Женщина в чёрном» понравилась мне своей постоянно нагнетаемой атмосферой таинственности, некоего мистицизма. Да, в книге много описаний – природных явлений, внутренних переживаний героя, но все они – только поддерживают эту атмосферу. Хотя, честно говоря, последние тридцать страниц романа, когда вроде бы всё уже стало ясно, и основная интрига разрешилась (хотя, как оказалось, последствия для самого главного героя раскрылись лишь на последних строках книги) – читать стало безынтересно и с трудом.
С этой книгой открыл для себя Сьюзен Хилл – как оказалось, известную английскую писательницу, автора реалистической прозы (за роман «Я в замке король» получила премию Сомерсета Моэма), детективов, и изящных мистических произведений, среди которых кроме данной книги также знамениты «Миссис де Уинтер», «Смерть под маской». Что касается «Женщины в чёрном», несмотря на то, что роман написан в далёком 1983 году – русский читатель смог познакомиться с ним лишь совсем недавно – спустя три десятилетия. Перевод Н.К. Нестеровой показался мне удачным – хорошо передающим атмосферу произведения.
Интересно, почему положительных рецензий на книгу не так много? Неужели она понравилась только единицам? Или всё дело в том, что большинство вначале посмотрели фильм, а уж затем - обратились к книге? Практика показывает, как правило, в таком случае читать уже не интересно, так что я обычно всегда стараюсь сперва прочесть оригинал, а уже лишь затем - оценить экранизацию. На мой взгляд, всё же дело в ином – как раз в том, что от современных книг ужасов большинство читателей ждут совсем иного, чем дают нам «готические романы».