Больше рецензий
2 января 2023 г. 11:11
649
5 о вдохновении, красоте языка, природы и о писательстве: мастер-класс от Паустовского
РецензияКак прекрасно начинать читательский год с такой умной, поэтичной и проникновенный книги. «Книга эта, — как писал сам К. Паустовский, — не является ни теоретическим исследованием, ни тем более руководством. Это просто заметки о моём понимании писательства и моём опыте».
Автор сидит в домике на рижском взморье, смотрит на дюны и сосны, вспоминает прошлое и делится заметками о первых своих попытках что-то написать, о юности, работе в разных изданиях, путешествиях и совместной с другими писателями работе, о выборе своего пути и инструментах писателя...
«Золотая роза: заметки о писательском труде», Константин Паустовский (1955-1964)
Это повесть, сборник рассказов и эссе, посвящённых психологии писателя, воспоминаниям о непростых вехах творчества. Паустовский описывает разные периоды своей жизни, в том числе и дореволюционный, когда он ездил из Киева обучать купеческого сына в Чернобыле и услышал одну драматичную историю, сильно его взволновавшую, — о еврее Йоське, влюбившемся в православную девушку Христу («Первый рассказ»). Чувствуя, что ему не хватает опыта жизни, Паустовский на десять лет пускается в путешествие по России, меняет профессии и общается с разными людьми.
«Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно, – что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало мое существо. И потому, что литература была для меня самым великолепным явлением в мире»
Я повыписывал целый ворох цитат, потому что книга эта наполнена размышлениями о важных для чтения и написания текстов темами: вдохновение, художественный вымысел и реальность, выверенность и музыкальность текста, правка, знаки препинания, важность воображения, примеры работы с текстом в мировой литературе: Флобер, Мопассан, Гюго... О поэзии Пушкина и Блока... А также о том, как автор работал над разными своими текстами, писал повести, отказывался от чего-то, на что-то соглашался...
«Если время может погасить любовь и все другие человеческие чувства, как и самую память о человеке, то для подлинной литературы оно создаёт бессмертие»
Кроме того, что книга говорит об "инструментах" творчества и умении видеть мир по-своему, это ещё и замечательный опыт мемуарной литературы, где Паустовский рассказывает о своих собратьях по перу, о работе в Одессе в сложные и голодные 20-е годы, о Багрицком, Олеше, Бабеле, Зощенко... («Случай в магазине Альшванга»), о том, как Максим Горький дал задание написать рассказ об одном заводе, а это привело автора к истории о наполеоновском инженере артиллерии Лонсевиле, взятом казаками в плен и отправленном на Петрозаводский завод («Белая ночь»)...
«Чтобы дать замыслу созреть, писатель не должен отрываться от жизни и целиком уходить “в себя“. Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли»
Паустовский пишет как старший и умудрённый опытом товарищ, поучающий младшего, только вступающего на путь творчества. Где-то в его тексте веет пафосом учителя-ментора, где-то он говорит, каким должен быть писатель, а каким нет, о любви к родной земле и природе (Паустовский как раз знаменит своими описаниями средней полосы России, где он много путешествовал, о которой много писал). И это нисколько не смущает и не мешает. Паустовский пусть и не пишет о страшных последствиях сталинского террора и той жути, что происходила как в 20-30-е, так и в 40-е годы вокруг (да и не мог, не пропустила бы цензура), его читать увлекательно и где-то полезно для понимания писательского пути, становления и развития таланта. Это замечательный пример книги про книги, а иллюстрации из поэзии, из биографий разных известных писателей и авторов украшают и делают опыт чтения особенно ценным (например, трогательная история про сказочника Андерсена из рассказа «Ночной дилижанс»).
Отмечу великолепное полиграфическое издание от изд. «Детская литература», аутентичное советскому — с традиционным тканевым корешком и на плотной качественной бумаге (серия «Пятый переплёт»). Издание дополнено предисловием писателя и ректора Литинститута им. Горького Алексея Варламова («Существо писателя»), где он вспоминает о семинарах Паустовского. Жаль только, что именно в этом издании отсутствуют краткие заметки (по абзацу), где Паустовский описывает творчество некоторых писателей (они должны следовать в конце главы «Давно задуманная книга»).
Замечательная и таким прекрасным русским языком написанная книга.
Большая цитата
⠀«Писательство — не ремесло и не занятие. Писательство — призвание. Вникая в некоторые слова, в само их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово “призвание“ родилось от слова “зов“.
⠀Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи.
⠀Что же понуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду?
⠀Прежде всего — зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого»