Больше рецензий

Sotofa

Эксперт

по имперским стаутам

31 декабря 2022 г. 22:02

361

Кажется, не для моих потных ручонок это дело - писать что-то о древнейшем памятнике литературы. Особенно, когда всё на свете уже написано людьми куда умнее меня.

Как любая столь древняя история, до нас она дошла отрывками и явно пересказами/переписями. И, честно говоря, это внезапно наполняет моё чрево грустью, потому что история-то хороша и мне хотелось бы читать её чуть дольше, чем две поездки на электричке. Речь в эпосе идёт о невероятно крутом и самом сильном на свете герое и заодно правителе Урука - Гильгамеше. Но как и любой герой он проходит через буйную пору, когда сил немеряно, а приложить их некуда. Тогда просто народ отчаянно молится богам и они, смиловавшись, лепят из глины могучего Энкиду, чтобы он, значит, Гильгамеша отшлёпал по мягкому месту. Но Энкиду об этом ничего не знает, он себе просто живёт в лесу в гармонии с природой и мешает местным охотиться на животных. Обиженные охотники бьют челом и Гильгамеш посылает блудницу, чтобы она совратила Энкиду и привела его в Урук. Энкиду совращается, приходит в Урук, они с Гильгамешем бьются, но никто не побеждает, и тогда они братаются на веки вечные.
Во второй части поумневший Гильгамеш решает свою силушку молодецкую пустить на благо народа и истребить "всё, что есть злого", а именно - Хумбабу, который охраняет священные кедры. Они с Энкиду идут, и убивают Хумбабу, и приносят домой кедровую древесину. Потом к Гильгамешу приходит Иштар, он называет её, эммм, гулящей. Иштар обижается, боги посылают Быка, который должен отлупить Гильгамеша, но Гильгамеш его побеждает.
Поскольку Гильгамеш убил Хумбабу и Быка, боги решают наказать Энкиду и Энкида умирает. Гильгамеш в горе и отчаянии осознаёт собственную смертность и нахожит единственного человека, которого боги сделали равным себе - и узнаёт историю Потопа. В утешение Гильгамешу рассказывают про цветок вечной молодости, он он не успевает им воспользоваться и возвращается в Урук, понимая, что вечной жизни ему не видать, а помнить его будут по делам, которые он совершил для народа.

Вот и всё, вот и весь эпос. Вообще, историй о Гильгамеше больше, но в Эпос входят только вот эти, специально отобранные (и возможно откорректированные) так, чтобы в итоге получалась цельная история о том, как безалаберный и буйный герой приходит к осознанию человеческой смертности и смиряется с этим. И, чёрт побери, как же это человечно. Да, мне сложновато по-настоящему сопереживать, но описание вселенского горя Гильгамеша смогло меня тронуть. И такие моменты не дают забывать о том, что хотя время идёт и мы отстоим очень далеко от эпохи Гильгамеша, мы испытываем ровно те же эмоции и они связывают нас со всеми поколениями до нас и после нас.

Сам по себе Эпос хорошо встраивается в мои не такие уж большие познания в древней литературе. Но даже я не могу не заметить моменты, которые позднее перекочевали в Библию, или трансформировались в других эпосах. Я уверена, что если бы описание Гильгамеша сохранилось, то оно было бы близко по духу описанию Кухулина. Пышность в описаниях и какая-то гротескность сейчас воспринимаются совершенно иначе, но нельзя не признать, что это легендарное произведение, которое оставило огромный след в мировой литературе. Жаль, что сохранилось так мало, но хорошо, что у нас есть хотя бы Гильгамеш, ведь он крутой.