Больше рецензий

Kazim

Эксперт

Мнение Стоика

29 декабря 2022 г. 22:01

232

5 Одиночество в Космосе. Станислав Лем

Прежде хочу сказать то, что конечно такой книги у знаменитого фантаста нет. Это всего лишь мой заголовок. Но заголовок этот объясняет моё отношение к творчеству великого писателя. Моё неоднозначное, местами противоречивое, но всё же, особое отношение.

Есть рядом с моим домом неприметный такой небольшой магазинчик книжный. Продаются там самые различные книжки и по весьма низким ценам. Для меня студента, это важно. Я изредка заглядывал в магазин, но ничего приметного не находил. Увы, в основном на полках оказывались детективы, фэнтези, и советы по домохозяйству. А хотелось чего-то серьёзного.
Очередным сентябрьским деньком я как-то проходя мимо, всё же остановился, и решился войти внутрь… Авось, попадётся на глаза что-то стоящее, что-то действительно важное. Выяснилось, что интуиция меня не подвела. Подвернулся довольно таки увесистый сборник рассказов Станислава Лема, чему я несказанно обрадовался, ибо мне давно хотелось что-то купить из его «репертуара».

Сборник ещё не дочитан. Я остановился ровно на 496-ой странице 800 страничной книги, однако же то, что я испытал и успел переварить в своей голове, уже может уместиться смело на несколько листов форматом А4.
Загружать особо информацией не буду или лишними словами. Как говорят мои любимые Олди, «срывать шелуху» не имеет смысла. Просто попытаюсь высказаться насчёт того, что успел прочитать.
Первое, на что я обратил внимание в рассказах Лема, так это то, что человек у него одинок.

Даже если главный герой рассказа находится среди таких как он, этот герой всё равно одинок, замкнут в себе и не спешит делиться с окружающим миром. Не знаю как остальным, но как мне кажется, в таких рассказах Лема как «Солярис», «Фиаско», «Непобедимый» центральный персонаж является символом всего человечества, его прообразом. И вот это человечество, то есть Кельвин или Пиркс, оно одиноко в неизведанном, непостижимом Космосе.

Это одиночество, с одной стороны тяготит человечество, с другой же, люди боятся это одиночество потерять. Стоит нашей цивилизации столкнуться с чем-то непонятным, неизвестным, неподдающимся логике, как тут же принимаются решения не в пользу того, с чем мы столкнулись. Это очень ощутимо в «Непобедимом». Казалось бы, как автоматика способна эволюционировать и при этом не нуждаться в чьей-либо помощи? Разве способно неживое жить и при этом обладать психикой? Естественно, рядового человека это испугает так же, как и учёных. Учёные ведь тоже люди, и оттого они думают о том, как победить тучу, а не сохранить, или как ни странно, изучить её досконально…
Неизведанного страшимся, однако переступаем черту. Но даже если и переступаем, то пасуем и перед тем, с чем столкнулись. История Соляриса именно этим и показательна. Меня ведь поразило не поведение существа, созданное Океаном для Кельвина, не стойкость тех немногих, что остались на станции. Отнюдь. Меня поразило то, с какой настойчивостью человечество боролось с вызовом, принимая различные теории, анализ, пытаясь найти ответ в философии… Боролось, а потом, не в силах решить Проблему Соляристики, забыла словно о нём. О безмолвном, тихом Океане. Получается, люди обязательно должны что-то понять. Принять Солярис таким, какой он есть, люди просто неспособны и раз за разом тщётно пытаются вникнуть в его суть, а Солярис лишь отвечает играми с нашим сознанием, психикой, воображением…

Мне очень понравился момент, тот небольшой отрывок из рассказов о пилоте Пирксе. Дословно конечно не перескажу, но всё же могу вкратце выразить эту мысль (насколько я её понимаю). Когда для нас путешествия на Марс или на Плутон не станут казаться фантастикой, когда просторы Вселенной уже не будут казаться далёкими, а техника станет совершенней и умнее, человек всё равно будет скрытно, втайне надеяться на что-то плохое: на бунт машин, на нападение инопланетной цивилизации, на конец Света… То, что давно было предсказано, сбылось бы. Мечта. Но нет, всё вышло слишком утопично.
Люди вышли за пространство Земли, машины хоть и разумны, однако индивидуальности и не имеют, религии отошли на второй план. Слова Кельвина о новом Боге лишь подчёркивают то самое отчаянное положение человека. Заметьте, Кельвин Бога «очеловечивает», ставит перед ним преграды, но требует самосовершенствования. Снаут лишь удивляется и возражает. Зачем людям Бог, если он так на нас похож, но может в тоже время практически всё?

Но самое важное, самое главное на мой взгляд в творчестве фантаста, является не одиночество человека, не его бессилие перед чем-то, а право выбора. Что выбрать, уничтожение туч, из-за которых человек теряет рассудок, или оставить всё как есть, так это очередной эксперимент, пусть и неживой природы? Что сделать Корнелиусу, признать свою вину, или же смириться с тем, что из-за него погиб космический корабль? Что сделать Пирксу, продолжить «диалог» с роботом, дабы узнать страшное прошлое, или же отдать его на переработку?

Конечно не ждите весёлого хэппи энда в рассказах энциклопедиста. Их и быть не может, ибо сам Лем прожил отнюдь не весёлую жизнь. В какой-то момент приходит осознание, что он разочаровался в Человеке и давно уже как. Грустно оттого, что если не во времена мировых войн, то уж 12 сентября 2001 года он окончательно перестал верить в человечество.
Но спасибо ему за те вопросы, на которые мы так и не нашли ещё ответа.

Источник