Больше рецензий

28 декабря 2022 г. 12:00

10K

3 А сказка где?

Думаю, что у большинства из нас порой просыпается желание почитать британскую классику, какой-нибудь красивый викторианский роман с трогательной любовной линией или готическую историю с жуткими привидениями и еще более жуткими тайнами. В таких случаях мы, как и главная героиня «Тринадцатой сказки» Маргарет Ли, привыкли обращаться к хорошо знакомым, проверенным временем, классикам: сестрам Бронте, Мэри Шелли, Чарльзу Диккенсу, Уолполу и многим другим, благо имя им легион. Однако из года в год книжные прилавки пополняются современными историями на старый лад. Современные авторы частенько пытаются воплотить в своих работах дух и атмосферу викторианской эпохи. То же постаралась сделать и Диана Сеттерфилд. Но получилось ли у нее это и сумела ли она приблизиться к мастерству величайших классиков - большой вопрос.

Первые главы романа знакомят читателя с главной героиней, Маргарет Ли. Это девушка, с детства живущая подле книг, они ее самые главные и верные друзья. Экскурсия по ее жизни - лучшее, что было в романе. Уютная букинистическая лавка, чтение допоздна, перечисление любимых книг, - настоящая отдушина любого книголюба. Затем, она получает приглашение в поместье Винды Винтер, популярной современной писательницы, чьи романы известны всем и каждому в мире, кроме самой Маргарет. В приглашении значилось и то, что Винда решила прибегнуть к помощи Маргарет для написания своей биографии, единственно честной и правдивой , - каждое предыдущее интервью писательницы было неприкрытой ложью и лишь сильнее путало всеобщее представление о жизни Винтер. Разумеется, Маргарет приняла предложение и отправилась в загадочный дом мисс Винтер. Стоит ли говорить, что за этим последовала долгая история жизни писательницы, история о двух огненно рыжих девочках-близняшках, их умалишенных родителей и, разумеется, привидениях, обитавших в их старом доме. Уже на этапе сюжета я столкнулся с "небольшим" препятствием - он не цепляет. Подобные романы обязаны обладать достойным саспенсом, загадкой, а Сеттерфилд в этом не преуспела. Тайну вроде бы поместила, сгустить вокруг нее тучи пыталась, навести какого-то мрака тоже, но это все попытки, современный читатель успел привыкнуть к совершенно иному уровню сюжетного напряжения, нам мало двух девочек и истории их пакостей, нам мало загадочного пожара, случившегося в их доме, всего этого недостаточно. Да и дело не столько в событиях, сколько в том, как Сеттерфилд нам их преподносит. Никакого увлечения историей я, к сожалению, не испытал, а книга-то как раз сюжетная.

Говоря об атмосфере, здесь тоже ничего выдающегося замечено не было. Есть старый дом, есть странно перемещающиеся предметы, загадочные личности в саду, близняшки, которые говорят на своем языке, гувернантка, решившая провести над сестрами эксперимент, вопрос инцеста, мазохизм и скелет в полу. Набор, конечно, многообещающий, но увы, как и с сюжетом, подвел недостаток мастерства писательницы. Вроде бы все у Сеттерфилд было, и порой я и впрямь чувствовал, как загорается огонек в камине старины Хитклиффа, однако он тут же гас, когда прошлое смешивалось с настоящим. Это, кстати, должно было стать изюминкой романа, вот вы вроде читаете готический роман, но внезапно перемещаетесь в настоящее и временные пласты друг на друга накладываются, но нет, снова промах. Линия сюжета в настоящем просто-напросто существует, она несет определенную функцию, стремится обогатить повествование, но терпит крах ввиду своей неполноценности, краткости. Писательница должна была ее либо развивать, либо совсем не уделять ей внимания, а получилось что-то посередине, что-то невнятное, оставляющее за собой весьма неприятный шлейф из недосказанных чувств.

Нельзя поспорить лишь с одним - Сеттерфилд хорошо знакома с британской литературой 19 века. Роман буквально пышет аллюзиями, писательница и сама не скрывает своего поклонения перед несколькими авторами и регулярно упоминает их в тексте. Более того, некоторые сюжетные повороты и твисты построены на нескольких небезызвестных викторианских романах, поэтому знатокам будет не тяжело догадаться, чем закончится история. Считать это за минус сложно, но было бы гораздо лучше, если бы писательница 21 века сумела привнести в литературу что-то новое, а не заигрывала с уже хорошо знакомой нам классикой.

Единственное, что сильно выделяет роман на фоне произведений готической литературы (кроме очевидной вторичности) - это стиль Сеттерфилд. Он-то как раз современный, не такой пестрый, не такой эстетичный, как у писателей 19 столетия. Может, конечно, в этом и была задумка писательницы: адаптировать классику для современного читателя, избавить текст от сложных оборотов, снизить качество языка, упростить стиль. В таком случае с задачей Сэттерфилд справилась на ура. К стилю, действительно, не прикопаешься. Читается текст легко, глаз ни за что не цепляется и лишь стремится к завершению повествования. К такому можно было бы отнестись положительно, если бы писательница не ставила перед собой цель написать что-то подобное классическим произведениям, если бы она заведомо писала бульварщину.

Знаете, "Тринадцатая сказка" оказалась чем-то вроде очередной экранизации великого произведения, - осовремененной, лишенной первоначальной прелести, вкуса и красоты. Случаются, конечно, хорошие ремейки, но не в этот раз. И даже если рассматривать роман отдельно от референсных текстов, он просто-напросто не состоялся. Сюжет вялый, стиль выбран неподходящий, с нагнетанием обстановки тоже все весьма скверно. Обычно у меня всегда получается понять, что другие люди находят в книгах, которые не нравятся мне, но это не тот случай. "Тринадцатая сказка" - слабый роман, лишенный всего того, что было ему так необходимо. Очевидно, что мое мнение непопулярное, но если у нас с вами совпадают вкусы в литературе, то советую прислушаться и обойти книгу стороной.

Хоть книга мне и не приглянулась, все равно спасибо  flamingA

Телеграм-канал

Комментарии


Друзья, всех приглашаю к себе в телеграм-канал. Там вы найдете больше книжных рекомендаций, моих отзывов на прочитанное и новостей книгоиздательств! Всех с наступающим!)


На волне популярности этой книги - дважды начинала слушать... но не пошло... не цепляло, причем, это ни о чем не говорит)) т.к. застревала я, на первых 2-3 минутах))
Это я к тому, что не исключаю, что если она попадет мне в бумаге, в качестве подарка или почти за дорма... шанс дать могу)) ибо - ну очень хвалили.


Заметь, самые популярные рецензия на ЛЛ с оценкой 3 и 3.5)) Мне тоже многие нахваливали, но увы - не сложилось( Попробовать всегда стоит, читатели все разные, а книг плохих, как говорится, не бывает)


самые популярные рецензия на ЛЛ с оценкой 3 и 3.5

Да? Учту, спасибо!))) Ее, знакомые по ЛЛ хвалили, вот и...)

а книг плохих, как говорится, не бывает)

и настроение, порой - играет роль)


Мне в своё время очень понравилась эта книга, но она действительно специфическая. Слишком медленная, чтобы захватывать дух, недостаточно готическая, чтобы мурашки пошли по коже. Она скорее как красивая картина − тебе либо приятно на неё смотреть, либо, как Никита, ты не понимаешь, к чему вообще всё это. Я очень люблю слог и стиль Сеттерфилд. Не рискнула бы сравнивать её с классиками − на мой взгляд она не стремится им уподобиться, а делает эклектичный переплёт старого и нового. Она талантливый автор, но пишет своеобразные книги в своеобразном стиле, которые из-за своего своеобразия могут прийтись не по душе) В общем, мне хочется как-то реабилитировать заклеймённую хлёсткой критикой Сеттерфилд))))


В общем, мне хочется как-то реабилитировать заклеймённую хлёсткой критикой Сеттерфилд))))

Принимается)))

Слишком медленная, чтобы захватывать дух

Это по тем 3-минутам в аудио, что пыталась... почувствовала, выходит, не зря))


Всегда рад услышать другое мнение!) Прекрасно Вас понимаю. Я, например, большой поклонник "Лолиты" Набокова, "Тропика рака" Миллера и многих других совершенно не популярна книг с рейтингом на ЛЛ 3.5 и ниже) Вкусы у всех разные, так что единого мнения быть не может)

Вот все то, о чем вы говорите, я в книге и пытался найти, но увы, не смог(


Принимайте в клуб )) Дочитать не смогла. Мне её подарили с самыми лестными рекомендациями, но увы...

Добро пожаловать)))


Рецензия, что называется, не в бровь, а в глаз)))
Книгу мучила (или она меня) месяца два, но всё же добила. Восхищённых отзывов и высоких оценок не понимаю и уж точно не разделю.


Еще больше я не понимаю рекордных гонораров, которые писательница получила за книгу) Но ладно, раз кому-то нравится, причем многим, значит так тому и быть. Самое главное не судить, а просто выражать свое мнение)


Что тут сказать, глубоко вторичная, эпигонская вещь