Больше рецензий

4 декабря 2013 г. 20:43

125

2

Судя по рецензиям и рейтингам эта книга должна была воплощать нечто. Скорее нечто прекрасное, превосходное, чарующее. Увы, книга не воплотила ничего, причём также и с отрицательной стороны. Скука - пожалуй единственная характеристика, которой можно описать данное творение. Справедливости ради отмечу, что моменты, приковывающие внимание и заставляющие жадно поглощать страницу за страницей в ней были, точнее был. Но один фрагмент из целой книги, да ещё и с такой репутацией...Этого явно мало. Но обо всём по порядку.

Начинается история прологом, причём прологом весьма большим. В нём автор знакомит нас с городом, страной, миром, его культурой, нравами, вводиться довольно большое количество персонажей. Описание весьма тягучее, граничащее с нудным, словно читаешь статью из энциклопедии, а не художественное произведение. Отдельную нотка отвращения вызвало:

Сидя обнаженной на краю постели, она демонстрирует свое тело, его выпуклости и ложбинки: поднятая рука, гладкая впадинка под ней, медового цвета груди и бедра и слегка оттененное местечко между бедер, где его так приветливо принимали минувшей ночью.

Т.е. собственно говоря описание будущей как потом оказалось императрицы. Знаете, порой даже в бульварных любовных романах, этих маленьких разноцветных книженциях можно найти куда более красивое описание. "Приветливо принимали минувшей ночью" - пошло, вульгарно, без тени вкуса. Для чего написано непонятно. Убрать эту часть и получиться хотя бы в общей стилистике как всё остальное, т.е. монотонно с научным подходом. Подчёркиваю, с научным.
Вообще пошлость присутствует в книге в достаточно большом количестве и имеет резкий контраст с прочим текстом. Она бросается в глаза, заставляет поморщиться и даже слегка бросить косой взгляд через оба плеча, в надежде не поймать ответный насмешливый со стороны случайного попутчика или попутчицы в вагоне метро. Да, безусловно, описываемый период в истории(а мир в книге построен на основе определённых исторических периодов, империй в них.) был таким, но опять же, перед нами не историческая книга, а художественное произведение. Да к тому же книга в целом не претендует именно на жесткость и суровую реалистичность, это не Сапковский с его мрачным ведьмачьим миром. На что вообще претендует "Дорога в сарантий"? Пожалуй что на несколько часов вашей жизни, которые она займёт с чуть большей пользой, тем просто сидение на сидении автобуса. Ну просто потому что читать полезнее. И только. Отпечаток на сознание она не наложит.
Но стоит всё-таки закончить тему пролога. Ещё раз отмечу, что он большой. Но даже, когда дочитываешь последнее предложение на последней странице, не понимаешь зачем этот самый пролог вообще был написан. Что он в себе нёс? Знакомство с миром? Для этого пролог не нужен. Предыстория, позволяющая понять и оценить последующие события? Этой функции для пролога в общем-то тоже не требовалось! Да, мы узнали, что Пётр Тракезийский, грубо говоря, организовал государственный переворот и посадил на трон сначала своего дядю, а затем и себя. Но дело-то в том, что если бы автор не познакомил нас с подробностями восхождения на трон Петра, то мы бы никак не потеряли нить сюжета. Да и сам Пётр как персонаж, да и его будущая императрица, не имеют здесь каких-то отдельных, запоминающихся черт, ради которых имело смысл писать пролог...

Так или иначе, продравшись через дебри вступления, мы наконец приступаем к самой книге. И тут появляется один из немногих персонажей, обладающих какой-то яркостью, запоминающихся, живых. И это...курьер Пронобий Тилитик. Личность весьма низменная и мерзкая. Но описана ярко, лаконично и натурально, персонаж чувствуется, он вызывает у читателя какие-то эмоции, получают какую-то оценку. Собственно вскоре появится и ещё один достаточно яркий персонаж, это непосредственно Кай Криспин. Но, простите, это главный герой книги! Если уж и ему быть блёклым...
Персонажей в произведении много, очень много, но, увы, почти все они словно куклы, просто заполняют собой сюжет. Алхимик, партнёр Криспина, император(!), Касия, дочь Зодика - в них не веришь, не чувствуешь в них чего-то, не сопереживаешь им. Отдельно отмечу царица антов, императрицу Аликсану и Стилиану Далейн. Честно, с трудом нахожу разницу между ними: идентичный типаж красивой, очень умной и проницательной женщины с отдельными отсылками к их шлюховатости. Различаются по сути статусом: царица антов наименее властная и потому такой и представлена, т.е. более слабой, затем Далейн и затем императрица. Их заигрывания с Криспином опять же не создают впечатления какой-то тонкой игры(с натягом только у императрицы и то пожалуй лишь потому, что она выступает искренне любящей женой) - банальная похоть непонятно зачем описанная. Описанная без вкуса.

Оставил впечатление ещё Карулл, жесткий снаружи и добрый внутри. Вроде и типичен, но всё-таки создаёт ощущение живого. Вот пожалуй и всё. Ну ещё можно отметить пожалуй слугу Криспина. Такие личности, как Леонт, Гезей не раскрыты вовсе. Весьма слабо раскрыт чемпион синих. Господи, прошла неделя, а я же даже не помню его имя! И честно признаюсь - в текст лезть не хочется.

Немножко разбавлю общую негативную волну, которую нагнал и уделю парочку слов "светлому" лично для меня пятну книги. Речь идёт о сцене в постоялом дворе, когда Криспин спасал Касию. Чем хорошо этот эпизод? Он динамичен и ощущается довольно ярко. Даже не смотря на постоянные отсылки тезису о том, что мелкие, на первый взгляд не значимые действия отдельных людей, меняют их судьбу и судьбу других кардинальным образом. Нет, мысль конечно глубокая и философская, но оттого, что её по десять раз повторишь, она может вызвать скорее раздражение, нежели любую другую эмоцию. Кстати она скользит через всю книгу. Или точнее жужжит постоянно где-то у вас над ухом, как комар. Так вот, эпизод спасения Касии вдыхает в произведение хоть какую-то жизнь, после него оно становится вполне читаемым вплоть до логической развязки этой части, а именно сцены с Зубиром.

Но этот кусок заканчивается и дальше вновь начинается смертная скука. Описание гонки на колесницах совсем не держит в напряжении, хотя вроде бы должно быть динамичным. Приём у императора? Банален, приторен и предсказуем, да ещё и Криспин в нём представлен эдаким героем из детской сказки: он самый умный, самый хороший и никакой император для него не может быть угрозой. Ему конечно всё простят. Нет, момент с настоящим именем фарс чистой воды.

Выдохнул! Идём далее, в общем-то к концовке. Немного мучиться осталось, читая эту рецензию. Что ещё можно отметить в этом произведении? Пожалуй что последним гвоздём в крышку гроба назову то, что вплоть до почти последних страниц, события в книге развивались достаточно медленно во временном плане, т.е. за день так или иначе много чего происходило. Где-то всё немножко ускорялось по понятным причинам, но в целом всё шло последовательно. Но вдруг куда-то всё погналось-полетело в конце, словно автор писал-писал, а потом вдруг заметил, что ему редактор лимит на количество слов выставил и бедолаге пришлось всё, что уже не поместиться безжалостно скомкать в последние страниц 50. Эдакий эпилог. Самое забавное, что с одной стороны это скомканность, действительно выглядящая, как эпилог, придаёт произведению законченность: ну если вы конечно не будете вдруг задаваться вопросом "А про что я вообще читал?". Но с другой я вот как раз этот вопрос себе задал и в виду того, что все события, которые происходили с Криспином в столицы настолько невыразительные, а половина эпизодов и вовсе непонятно для чего дана, что разумный ответ я не нашёл. Лучше бы Криспин в столицу не приезжал, его путь императора был хотя бы запоминающимся.

Резюмируя всю гору текста, которую написал выше:
Прочтите, потому что читать полезно. Какие-то интересные приёмы описания или ещё что-то для себя возможно даже почерпнёте. Ну или наоборот, как порой не стоит описывать. Но если вы рассчитываете прочесть что-то запоминающееся, необыкновенное, то, что затянет вас с первых страниц и не отпустит до самой последней точки - увы, "Дорога в Сарантию" совершенно не то произведение.

Комментарии


Но если вы рассчитываете прочесть что-то запоминающееся, необыкновенное, то, что затянет вас с первых страниц и не отпустит до самой последней точки - увы, "Дорога в Сарантию" совершенно не то произведение.

Зря вы так за всех решили. Для меня это стало именно таким произведением: волшебный, ярким, не отпускающим до самого конца. А вторая книга ещё лучше.


автор рецензии -ханжа!)