Больше рецензий

Feuervogel

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 декабря 2013 г. 19:19

348

4

Который уже день (ой, какой там день - ровно месяц, как оказалось!) я не могла взяться за новую книгу, пытаясь отважиться наконец на решение столь не простой при внимательном рассмотрении задачи, как написать что-то стоящее и осмысленное о Смилле. Задача на редкость нетривиальна, поскольку об этой книге уже со всех казалось бы сторон все всё сказали, а мне ну дико не хочется повторяться.

Поэтому я не буду писать про детектив, про бедного Исайю, про холодную нордическую натуру Смиллы, и даже возьму себя в руки, завяжусь узелком и не буду восторженно вопить про эти потрясающие ледяные пейзажи, снежные подробности и другие искрящиеся чудеса замерзшей воды больше ни словечка! И уж точно ничего не скажу про то, как вымораживающе холодно от прочтения книги, банально потому, что со мной ничего такого не было, и укутаться в пледик совершенно не хотелось, возможно потому, что я вообще по жизни переношу холод значительно лучше жары.

Попробуем зайти с другого бока: прежде всего мне понравилась эта нестандартная, не заезженная, странноватая и слегка отстраненная манера подачи, этот вот голос Смиллы, её сущность, через призму которой мы видим все происходящие события. О нет, она вовсе не идеальна, её нордические мозговые тараканы усаты, волосаты и могут смело тягаться на ринге с крепкими бойцовскими собаками! Она заморочена и уперта, её периодически хочется побить или хотя бы встретиться за чашечкой кофе и посмотреть, можно ли ей вправить мозг, при условии, конечно, что она просто-напросто не встанет и не уйдет, оставив за собой последнее язвительное слово... Но! Вот это - да, это - скандинавская личность и скандинавская литература, это вам не "Впусти меня и сдай на Биологический материал то, что останется от твоего мозга после прочтения". Хёг вызывает уважение даже тогда, когда до понимания приходится продираться ползком голыми коленками по ледяной крупе.

Прекрасна многослойность и глубина психологических копаний и аллюзий, которые наверняка не будут понятны без пристального подхода. Мне лично удалось (не без помощи товарищей по МКК) выследить прекрасную аналогию - отношения Смиллы с отцом очень идентичны отношениям между большой, "взрослой и умной" Европой и "маленькой и глупой" Исландией, которую Европа тащит и пинает во "взрослый", "нормальный" мир, совершенно не понимая её сущности, корней и потребностей, и в итоге оказывается способна лишь помочь деньгами, но рассчитывать на взаимную любовь и понимание - не приходится.
Я больше чем уверена, что подобных штук в книге ещё не две и не три, во всем повествовании чувствуется непрерывный поиск автором чего-то, попытка понять себя и окружающий мир, выразить через текст и переосмыслить. Но это - мой личный, археологический взгляд на книги. Если же не увлекаться поисками философских Трой, то остается запутанный и очень часто - непредсказуемый сюжет, калейдоскоп связанных странными тайнами и отношениями лиц, замечательный, проработанный язык и - откровенность.. Совершенно неожиданные вдруг прорывы откровенности, превращающие произведение в нечто гораздо большее чем детектив или что-то ещё такое.

Только осознав, что в этой книге процесс гораздо важнее и главнее результата, мне удалось свести концы с концами и простить Хёгу напрочь Кафкинскую, блин, концовку. Собственно, в основном в концовке (ну и в некоторой степени в характере Смиллы всё же) - причина того, что я не оценила книгу на 5 звезд. Это ж ещё надо себя убедить, что с Исайи всё началось - им круг и замкнулся, а остальное не важно - и я убеждала долго и упорно, а душе хотелось детализации развязки, так мы с душой и сошлись на 4х баллах.

Я не знаю, кому рекомендовать эту филигранную книгу с острыми и угловатыми краями, и тончайшей вязью изморози, готовой растаять от неосторожного скептического или расслабленно-ленивого чтения. Пожалуй, тем, кто неравнодушен к Скандинавии, кому не чужда любовь проникнуться чужими заморочками и сложными характерами, и кто не ищет совсем легкой и воодушевляющей прозы, а готов на что-то с неочевидным подвывертом.

Флэшмоб 2012 (!!! Да-да, всё ещё!) , спасибо Arlett за этот чудесный северный алмаз!

Комментарии


А можно еще рекомендовать в качестве теста... Очень многое говорит о человеке то, что он думает о "Смилле..."


Интересный взгляд, однако! Мне в голову не пришло, хотя и правда народ очень по разному смотрит на эту книгу, хотя мне сложно было бы сказать, что отзывы о Смилле могут в е же сказать о читателе..))


Мне в целом кажется, что в каком-то смысле "книга читает читателя" или я просто слишком много думаю о книгах в последнее время...)


Мне не понравилась "Смилла...". Какой вывод обо мне вы можете сделать?


Потрясающе!
Спасибо, дорогой мой птиц!


Ой, не смущай меня, солнце! Не за что, это тебе спасибо за совет! Я так ужасно долго собиралась с духом../


А еще странное дело: в книге столько всего происходит, а после прочтения - пару месяцев спустя - в голове почти ничего не остаётся, кроме ледяной Смиллы и снега. Помнится только атмосфера, настроение, а вовсе не сюжет. Наверное, так и задумывалось...


Наверное, настроение и атмосфера действительно ключевыми мазками запомнятся надолго, а насчет сюжета - для меня это было довольно нетривиально, поэтому по крайней мере пока - довольно хорошо помнится, хотя уже практически месяц-то с прочтения прошел.. Может, это индивидуально все-таки?)


Может, это индивидуально все-таки?)


Как и всё в этом мире :)


Я себе еще все впечатления от книги испортила экранизацией(


Оой, а что попалось сначала - экранизация или книга? Я вот пока не смотрела, не знаю, стоит ли, хотя в общем вроде не плохо отзываются..


Сначала была книга, а потом сразу же - экранизация. Проблема экранизации в том, что все эти приключения выглядят уж как-то слишком нелепо, как будто по Дэну Брауну снято.


Ой, печально как, действительно только впечатление портится.. А вот при прочтении у меня как раз чувства нелепости не возникало - да, многое странно, но вполне в границах "может быть и такое"..


таааак, а чем тебе Кафка не угодил? ))


Кафка прекрасен и нежно любим, ему можно всё, в том числе не дописывать свои произведения по, скажем так, жизненным обстоятельствам! А вот Хёг, хоть и прекрасен, но он не Кафка, поэтому когда конец произведения вызывает чисто Замкинское "что, всё?! Как же так, а дальше-то??" - мне долго хотелось возмущаться, пока не удалось свести-таки концы с концами)


аа, Замок я еще не читала ))
тут видела сегодня в книжном сборник рассказов Хёга - вот думаю - брать-не брать?... ))


Сборник рассказов - вот Дина вроде говорила, что это что-то очень клево-любопытное, но так как оно более раннее, может оказаться еще страннее Смиллы!)
Но если хочется Хёга, то чего б не взять? По сборникам рассказов иногда можно понять удивительные вещи)


По сборникам рассказов иногда можно понять удивительные вещи)

это даааа ))


В отношении Смиллы меня преследовала мысль, что в ней говорил не столько характер, сколько комплексы гренландского происхождения. Складывалось впечатление, что в ней сконцентрировалась вся боль гренландцев от последствий агрессивной цивилизаторской политики датчан. Вся она такая непонятая, отцом-датчанином невзлюбленная... Казалось, все ее порывы отсюда.


Ну вот и соглашусь, и не соглашусь. Комплексы - да, скорее всего. Но и характер сыграл не малую роль - ведь она сама изначально навряд ли шла на контакт и пыталась построить хоть с кем-то мостик взаимопонимания, она всегда перла напролом и делала то и так, как считала нужным. Так что я б не сказала, что она вся такая непонятная и невозлюбленная - есть и это, но далеко не в решающей степени, на мой взгляд..


Мне виделся в Смилле некий кризис личности. Она ощущала себя скорее гренландкой, но на деле была полукровкой. Это значит, что она не была своей ни у тех, ни у других. Я тут часто замечаю обособленность и напористоть Смиллы в людях в ее положении. Еще предвзятое отношение датчан к гренландцам... Но я не настаиваю :) Просто поделилась своим впечатлением.