Больше рецензий

24 декабря 2022 г. 14:08

601

5 как страсть к чтению и литературе вносит в жизнь и в судьбу свои (порой фатальные) коррективы...

Эту маленькую (но удаленькую) книгу надо читать истинным библиофилам. Кто ищет здесь детектив, полноценного детектива здесь не найдёт (хотя он тут и есть). Кто ищет полноценную мелодраму или эдакий образчик романа в стиле мистического реализма, тоже не будет вполне удовлетворён (хотя есть тут и то, и другое). Да и полноценным романом эту книжку, дотягивающую разве что до повести, не назвать. Но это роман (прекрасный, к слову) и он о том, как книга мистически неразрывно связана с нашим человеческим существованием!

​​«Бумажный дом», Карлос Мария Домингес
картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Всё начинается с того, что одним весенним днём 1998 г. профессорка по литературе из Кембриджского университета покупает в книжной магазине в Сохо антикварный экземпляр стихов Эмили Дикинсон и, не дойдя и до второго сонета, попадает на переходе улицы под машину. Погибшую хоронят, а один из претендентов на её место попадает в странную историю, когда на имя той самой профессорки Блюмы Леннон приходит странная бандероль из Уругвая со странной книгой. Это повесть Джозефа Конрада «Теневая черта». Сам вид книги удивляет: она словно вся в песке и со следами присохшего строительного раствора. И ничего не раскрывает причины и цели посланной книги. Только внутри одна короткая надпись от руки на что-то пытается намекнуть. Это дарственная надпись самой Блюмы, где она пишет некому Карлосу и шлёт книгу "в память о безумных днях в Монтеррее".

«Когда моя бабушка видела, что я читаю в постели, она всегда говорила мне: "Оставь это занятие, книги — вещь опасная". Долгие годы я думал, что это говорит её невежество, но время показало, сколь мудра была моя бабушка-немка»

Наш неназванный рассказчик (знаем мы, что он родом из Аргентины и много лет работает в Кембридже, так что, возможно, это альтер эго самого автора?) пускается в своё небольшое расследование. Окружению и так известно, что профессорша имела любовные связи с одним заместителем заведующего кафедрой и одним студентом, а ещё бывала на конференции в Мексике, в том самом Монтеррее. Кроме того, оказалось, что на то время погибшая бала занята работой о Конраде! Так кто ей прислал эту подаренную ею же книгу?

«С каждой книгой я занимаюсь любовью, и если нет пометок, то нет оргазма»

Как я уже выше упомянул, тут главное совсем не детективная и не драматическая составляющие сюжета, а Книга как героиня, Библиотека — как действующее лицо, главное и всё в себя вбирающее. Признаюсь, у меня случилось настоящее увлекательное путешествие с книгами и в мире книг — такое эстетически вдохновляющее, ироничное, порой парадоксальное. Загадка Карлоса Брауэра (того самого Карлоса с надписи на книге Конрада) будет вас манить, восхищать и удивлять на протяжении всей истории, словно воплощая в себе крайнюю степень книжной привязанности (если у вас она имеется в крови, то читайте немедленно!)

«Мы, читатели, тайком заглядываем в библиотеки друзей хотя бы просто из развлечения. Иногда для того, чтобы найти книгу, которую хотим почитать, но у нас её нет, а иногда — чтобы знать, чем кормили стоящего перед нами зверя. Оставьте коллегу на диване в гостиной, и когда вернётесь, вы непременно обнаружите, что он стоит, вынюхивая ваши книги»

Отправляйтесь с рассказчиком в Аргентину, потом в Уругвай, пообщайтесь с другом Карлоса, который поведает о драме, которая случилась с ним из-за его огромной библиотеки и под стать ей картотеки, которую он создавал годами... И вам раскроются глубины тайных знаний о чтении и о книге, которые доселе были закрыты и знакомы лишь в кругу избранных. Словно сам Джозеф Конрад поведёт вас к тому океанскому атоллу, к песчаному побережью, куда отправился Карлос со своей библиотекой...

(И как прекрасно читать о том, как распивать вино с томиком «Дон Кихота» или угадывать скрытый смысл в рисунке, образованном пропусками и отступами на книжных листках, как книгу, написанную до электрификации, следует читать при свечах, а ставить враждующих авторов на одну полку строго запрещается... И т. д., и т. п. Странно, но об этой маленькой книге можно говорить бесконечно...).