Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 декабря 2022 г. 22:50

365

5 Об алмазах, пользе феменизма и вакцинация от Голливуда

О том, как легко пропустить алмаз.
На эту книгу засматривалась давно, но никогда не воспринимала ее всерьез. Думаю, если бы она не была бы подведена под сложное задание в Уютной Кофейне, где других книг кот наплакал, то вряд ли бы я к ней когда-нибудь подошла по своей воле. Почему? Скорее всего из-за страха того, что это бульварное чтиво, легкомысленный женский роман, о грязи и о драме. Иногда слава и стереотипы бегут впереди самой книги, и от этого грустно, потому что книга на самом деле очень стоящая, до сих пор в некоторых моментах актуальная, отлично написанная и о серьезных темах, и может легко побороться со всеми “крутышками” различных литературных премий.

Мне кажется, репутация у нее из-за банального сексизма. Книга была написана женщиной, да не интеллегенткой откуда-нибудь из Гарварада, а простой “актрисулькой”. Книга была написана о женщинах и их проблемах, когда они достигнут успеха и что это стоило. Более того эти женщины были из “несерьезной” индустрии, тоже актрисульки. И она была написана в середине 1960х, времени, когда только-только просыпался интерес к женской теме. И это главный недостаток не столько книги, а общества в котором мы живем - такой алмаз забросали грязью и закопали под клише “легкая какашка”. А книга сама по себе достойна и прочтения, и изучения, и рефлексии, и обсуждения, а не только “девчачьего счастья” на полках немногих девушек.



***

О чем книга?
Книга о трех подругах, Энн, Дженнифер и Нили, которые пытаются добиться успеха и найти счастья в индустрии развлечений в 1940-60х годах. От Нью-Йорка до Парижа и Лос-Анджелеса - везде им удастся побывать.

Энн - небедная девушка из Массачусетста, хочет сбежать от заезженной судьбы “женись, роди детей, будь примерной домохозяйкой” в Нью-Йорк, город свободы. Она находит позицию секретарши у агента / юриста, и это становится ее билетиком в эту индустрию. Но ей главное - свобода и возможность распоряжаться своей судьбой… и в этом красота, к сожалению, мешает. Ведь сначала появляется назойливый жених, а потом она залипает в сложных отношениях, и не одних, и ее беда повторяется и повторяется. Но главное - даже здесь, в Нью-Йорке, не получается получить эту возможность распоряжаться собой, потому что постоянно кто-то что-то от тебя хочет.

Нили - подросток-танцовщица-певица, девчонка из подворотни / соседнего двора. Озорная, живая, амбициозная, но ее вечно кидают. Денег не хватает, участники танцевальной группы не такие уж и лояльные, а выбиться в люди, когда ты не красавица, очень сложно если нет связей. Но все складывается и Нили становится звездой, сначала Бродвея, потом Голливуда. И вот она, обцелованная и заобнимаемая всеми и вся, поклонники, продюссеры, другие актеры - все поклоняются ее таланту (а он действительно есть!) и показывают, что она действительно чего-то стоит и достойна большего. Да вот только травмы лишений, отсутвие принципов, и невероятный успех кружит голову и начинается звездная болезнь примадонны… и громкое, яростное, беспринципное и порой очень жестокое унижение других и самоуничтожение.

Дженнифер - очень добрая, порядочная, милая девушка, которую бог наградил шикарной красотой, которая пленит сердца: ангельское личико и тело суккубы. Единственный недостаток - шопоголизм, хотя интересно бы покапаться откуда он взялся (может из желания быть в безопасности и всегда выглядить шикарно?..) Она хочет быть хорошей девочкой, заботиться о матери, выйти удачно замуж (за богатого, потому что других талантов нет, так же как и других путей поддерживать себя и мать), а потом, когда случайно добивается своего собственного успеха, главное желание - найти того, кто просто полюбил бы и признал ее и завести семью. Разве многого для счастья надо? Но она всего лишь кусок мяса на продажу, для всех и вся, кроме подруги Энн.

Каждая из них прописана очень глубоко, а какой путь они проходят, как меняются (а иногда стараются меняться, но не получается), что это становится не просто одноразовой шипучкей для пляжа… Идея о “звездной болезни”, которая повторяется из поколения в поколение, из индустрии в индустрию, и превращает людей в монстров - разве это не актуально? Или проблема человека, когда он вечно всем все должен, когда за него пытаются решать как жить и как быть, когда настолько забит виной, что чувствует себя виноватым даже где его участия совершенно не было - разве это не серьезная тема? Или когда одна определенная характеристика затменяет все другие и человека видят как “гения” в той или иной области, полностью игнорируя все другие аттрибуты и какой трагедией это может обернуться для него/нее - разве это не заслуживает внимания? И это только персонажи, но были же и ситуации, и определенные витки сюжета. В этой книге можно копаться и копаться, и вырыть много чего интересного!

Но это ЖЕНСКИЙ роман о женщинах низшего сорта, значит внимание не заслуживает. Как такое может быть серьезным?



***

Вакцинация от Голливуда.
Но вернемся к индустрии. Кто в детстве не мечтал стать суперзвездой? Фабрика Грез уже с начала 20 века продает не только фильмы, но и мечту стать одной из этих гламурных, заласканных публикой и шиком, мега-талантливых (или кажущихся такими). Однако, как говорится, Лос-Анджелес пахнет разбитыми мечтами. В этой же книге все будет по-другому. Каждая героиня достигнет успеха, причем оглушительного, будь это собственный статус СуперЗвезды, богатства благодаря альтернативе Голливуду - европейский кинорынок, успешная карьера телемодели и замужество за продюссером/агентом. Разве не это ли дорожка в рай?
О, нет. Реализм в этом произведении зашкаливает. Вроде бы прошло 50 лет, но удивляешься, как некоторые детали все еще повторяются.

Как думаете, как люди подсаживаются на наркотики? Только ли это из-за плохого влияния и вечеринок? В этой книге показывается более софтовая версия - “небольшая таблеточка поможет с небольшой проблемкой, скажем, с бессоницей, или весом” и как она становится лучшим другом, а потом нужно больше и больше, сильнее и сильнее, и в итоге да здравствует нарко-рехаб.
Звездная болезнь - потеря себя, инфантилизация ото всех и вся, крайний нарциссизм. А ведь если приходишь не из самого хорошего места, будь то бедность или разбитая семья, то все твои демоны и обиды выплескиваются наружу и уничтожают не только других, но и тебя самого.

Красивые куклы, объекты, которые не несут в себе ничего, кроме как прибыли. Как в случае Джен. Для матери - дойная корова. Для индустрии - прекрасная корова с божественным выменем, кусок мяса на продажу. Интересно было наблюдать за лицемерием Голливуда, который был вовсю в пуританских рукавицах: свой путь Джен нашла во Франции, в эротических фильмах, но рукоплескали и сразу дали ей статус звезды в Голливуде, потому что никто больше не осмелится (а точнее не позволят в этой виктарианском ханжестве) даже поцелуйчик показать, а вы нам про сиськи… И это не только про сиськи тогда, детский ютуб сейчас - один из миллионов примеров такой эксплуатации, где человек становится объектом и его личность полностью теряется для других (ведь только $$$ важны).

Или как привелегия заранее делает все намного проще, как в случае Энн. Да, она была самой праведной и адекватной, но ей не нужно было бороться за каждый кусок хлеба - наследство от одного, наследство от другого, продажа родового особняка, а потом инвестиции и хорошие советы от мудрого друга. Легко начинать свою жизнь, а потом перебираться на Манхеттен, когда у тебя такая подушка безопасности.



***

О пользе феминизма.
Я не ярая феминистка, но читая эту книгу у меня волосы вставали дыбом. Еще один огромный плюс книги - предельный реализм и честность, такая, что с ценностями и воспитанием 21 века некоторые вещи звучали как дикость. И реально начинаешь благодорить всех тех активистов, культуру и социум, которые продвигали идеи равноправия или, точнее, идею “женщина - тоже человек и у нее могут быть интересы/мечты/амбиции/деньги/карьера, а не придаток к мужчине”. Когда живешь в этом мире, очень легко думать, что так было всегда… Но потом натыкаешься на “Долину кукол”, написанную в 1966 году…
То, что бесило / заинтересовало:
1. Энн и Алан. Без спроса решается ее жизнь, от самого глобального - замужества (она постоянно твердила ему “нет, нет, нет” и он постоянно не воспринимал это нет всерьез, потому что “я влюбился, не могу, я тебя завоюю!”), до самых мелочей (“О, нет, она не пьет шампанского, правда дорогая?”, а то, что у дорогой есть свой собственный ротик, чтобы ответить, как то думать незачем). Она просто-напросто дорогая вещь, движимое имущество на продажу. И не важно, как бы она ни сопротивлялась, решать, что и как делать женщине - это дело святое. (Чувствую, если покапаться, то у всех у них будет такая проблема)
2. Смысл жизни девушек, но больше всего Дженнифер.
Карьерная цель - богатый муж. Личная цель - семья, где ты ценишься. Но без мужика никуда никогда и низачем. Если не нашла одного единственного (ну или трех или шестерых, дело не в количестве, а в наличии пенисов с кольцом в твоей жизни) - значит, жизнь не удалась. Даже если и появляются другие мечты и амбиции, замужество и отношения - это единственное и неповторимое, сакральное. Нет, я тоже думаю, что хорошее замужество - это прекрасно, но когда это единственный смысл жизни, до трагедии дорасти расплюнуть (печальный конец истории Джен, где сиськи были важнее жизни, а все почему? то-то же).
3. Идеальное тело.
В индустрии развлечений это обязаловка, но ведь эти стандарты есть везде. В индустрии там просто до экстрима, этакий радикальный подход. От наркотиков до терапией сна (проспать 8 дней… чтобы сбросить N кг), подтяжек и прочей пластической хирургии. А какое отношение к девушке, мммм, ох ты мой кусочек мяска, дай-ка тебя порежу там и здесь, буду идеальным инженером женского тела! А стоит только отступиться, жесткий фэтшейминг как нечто обыденное и обычное, и только по отношению к девушкам. Мужикам можно быть жирными боровами.
4. Зарплата.
Нилл была в группе. Им платили 500 долларов в неделю. По 200 мужчинам, 100 ей. Работа та же? Да. На те же сроки? Да. Декреты или дети предвидятся, чтобы можно было это привнести как “страховку от женских проблем”? Нет. Кого-нибудь это смутило? Нет.
Тут можно без комментариев. 200 - это на 100% больше, чем 100.
5. Токсичные отношения.
О боже, все эти стандарты, все эти заморочки “тут плачу, там не могу”, все эти неписанные правила поведения - такая благотворная почва для взращивания супер токсичным отношений в семье. Манипуляции, борьба за доминирование, истерики, измены, драмы, недостаток теплоты, уважения, доверия. Идея одного единственного/единственной и на всю жизнь. Да здравствует ад! Уж лучше ж повеситься, чем в таком браке жить. А ведь жили же, но и тужили на 80м уровне, а абьюз передавался из поколения в поколения, пока совсем в темные века не попали. Я очень благодарна сегодняшнему дню и нормальным ценностям, которые принесли любовь, безопасность, уважение, теплоту, взаимопомощь в семью и наконец-то семья стала уютной гаванью для всех, а не только для того, кто станет альфа / диктатором.

Вердикт: книга супер шикарная. Читать, перечитывать, обсуждать, новые заметки на полях.. Жаль, нет сериала, было бы круто посмотреть как бы его адаптировали сегодня! В общем в любимое, и ОЧЕНЬ благодарна играм, что вдохновили меня прочитать книгу, которую еще бы годами обходила стороной.

——
Ну и заметки на полях.
Генри - шикарный персонаж, который создает этакую домашнюю атмосферу. Мудрость и адаптивность. Но, к сожалению, одинокий человек, который выбрал карьеру и друзей.
Супруг/а звезды в Голливуде - Mr/Mrs Nobody, сквозь которых принято смотреть как если бы они были призраки. Some things never change…
Нелли, ошибки мышления - “если бы не я, то у вас всех все было бы плохо, я самый ценный, потому что приношу много денег” (хотя не понимает, что является всего лишь продуктом, но не фабрикой…) или “я всего добилась сама, потому что у меня ТАЛАНТИЩЕ” (полное игнорирование внешних факторов, аттрибуция успеха исключительно себя).

Прочитана в "Собери их всех" (квест) и в Уютной Кофейне