Больше рецензий

DmitriyVerkhov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 декабря 2022 г. 16:16

3K

3.5 Всё же чувства и отношения между людьми – это всегда не просто

Историй об отношениях между мужчиной и женщиной великое множество. Очень уж это богатая тема для творчества, и неудивительно, что очень многие писатели и писательницы обращаются к ней в своих произведениях. Не преминула обратиться к этой теме и французская писательница Франсуаза Саган в этой книге.

"Любите ли вы Брамса?" – это весьма неплохой роман о взаимоотношениях, о настоящих человеческих чувствах, в которых не так-то легко разобраться и очень легко запутаться. Это довольно жизненная история о любви и одиночестве, о пылкой влюблённости и любовных терзаниях, о пренебрежении и изменах. Это история о людях, которые не ценят того, что имеют, о тех, кто ищет удовольствий на стороне, не замечая той радости и счастья, которые на самом деле находятся совсем близко, и о тех, кто просто любит, здесь и сейчас.

На страницах своей книги Франсуаза Саган рассказывает нам легкую, но довольно грустную историю о трёх по-своему несчастных людях – Поль, Роже и Симоне – которые сами же и виноваты в своих несчастьях. Главная героиня, Поль, женщина средних лет (ей 39), несчастлива, потому что одинока. Она всё ещё красива и привлекательна, однако у неё нет ни мужа, ни детей. Есть только постоянный любовник по имени Роже, от которого она зависит и к которому привязана всем сердцем, но сильной взаимной любви между ними как-то нет. В жизни в отношениях между мужчиной и женщиной нередко бывает так, что один самоотверженно любит другого, тогда как другой лишь пользуется этой любовью, не давая ничего взамен. Это как раз случай Поль и Роже. Поль любит Роже и всегда ждёт встречи с ним, он же о чувствах Поль как-то даже и не задумывается. Ему с ней просто хорошо и удобно, и его это вполне устраивает. А ещё в своих отношениях с женщинами Роже часто предпочитает разные интрижки на стороне, а не быть постоянно с той единственной, которая его любит и ждёт. Он типичный пример мужчины-эгоиста. Он знает, что Поль ему нужна, и легко пользуется этим, но не считается и не задумывается над тем, что и он ей тоже нужен. В их отношениях он не даёт Поль никаких гарантий и в то же время не отпускает её, Поль же в сложившейся между ними ситуации предпочитает, как будто, не замечать всех его интрижек и измен. В этом плане мне её, конечно же, было жаль.

Такое поведение Роже по отношению к женщине, идущей ради него на многое и ничего не получающей взамен, конечно, не совсем правильно и вызывает негодование, однако, наблюдая всё это, как-то сложно винить только лишь его одного, поскольку Роже Поль никогда ничего не обещал, и речи о серьёзных отношениях, семье и детях у них также никогда не было. Так что во всём происходящем между ними, я думаю, есть вина их обоих.

Так бы и продолжала бы Поль жить дальше, делая вид, что её всё устраивает, если бы случай не познакомил её с 25-летним юношей Симоном, который без памяти влюбляется в неё, начинает за ней ухаживать, добиваться её. Для него не важно, что она старше его на 14 лет, потому что его чувства к ней по-настоящему сильны. Он любит так, как хотел бы, чтобы любили его. Искренне, отдавая всего себя без остатка. Не сразу, но через какое-то время Поль и Симон оказываются вместе. И, казалось бы, теперь Поль наконец-то может радоваться и не чувствовать себя одинокой, наконец-то может позволить себе окунуться в то море любви и обожания, которые готов дать ей Симон, и почувствовать себя снова любимой, как и в прежние годы, но нет. Если женщина привыкла страдать, то она продолжит это делать, а не откроется навстречу своему счастью. Ох, женщины!.. Как же с вами непросто!

Поль вроде как тоже начинает что-то испытывать к Симону, но, помня о своём возрасте, она задумывается, не похожи ли её чувства на материнскую любовь, потому как в них нет ни огня, ни желания у Поль быть всегда рядом с Симоном. В их отношениях она не может всю себя отдавать молодому человеку из-за чисто женских предубеждений и из-за того, что она по-прежнему ещё думает о Роже, который только и начал ценить Поль лишь тогда, когда их уже ничто не связывало. Потеряв её, он, конечно, желает её вернуть и мучается от осознания того, что пока Поль продолжает испытывать какие-то чувства к Симону, сделать он этого не может.

В смятении чувств главной героини в её отношениях с Симоном сыграли, конечно же, ещё и принятые в обществе правила и нормы поведения для женщины. Франсуаза Саган прекрасно показывает, как её героине неприятны косые взгляды и негромкие разговоры по поводу того, что её избранник, с которым она появляется на людях, сильно моложе её. В описываемое писательницей время (а это где-то середина XX века) такое поведение женщины подвергалось осуждению, чего Поль, естественно, не хотела, а также она не была до конца уверена в её отношениях с Симоном, и каким бы было их будущее, если бы они продолжались дальше. Поэтому Поль в конечном счёте решается расстаться с ним, даже несмотря на то, что с Симоном ей было хорошо, и именно находясь рядом с ним, она вновь чувствовала себя любимой. Всё же чувства и отношения между людьми – это всегда не просто.

Франсуаза Саган, на мой взгляд, довольно хорошо описала в этой истории чувства, сомнения и терзания своих персонажей. Их поступки и действия очень легко представить, их мысли и чувства легко понять. Автор весьма неплохо показала, как её герои в сложившейся ситуации страдают, ищут счастья, бегут за ним, не замечая того, что оно тут, совсем рядом. Однако сильно проникнуться этой историей у меня не вышло. Сложившаяся между героями романа ситуация далеко не нова, и в ней легко угадывается самый обычный любовный треугольник. В том, как всё происходящее в этой истории описала Франсуаза Саган даже есть некий шарм, но, честно признаюсь, в целом впечатлила она меня как-то не особо сильно. Мне она показалась неяркой, и, как по мне, в ней было мало событий, происходящих с героями, в жизнях которых в итоге по сути так ничего и не изменилось. Однако в целом эта история неплохая, очень жизненная, написанная лёгким и приятным языком, но довольно грустная. В ней без труда слышны мелодии грусти, одиночества, напрасных надежд, обречённой любви и раненных чувств.

картинка DmitriyVerkhov

Книга прочитана в рамках игр "Книжная дуэль", "Покорители вершин. Тур №2", в играх "Строительство Книжной страны!", "Книжный кинотеатр", "Жанровые домики" в клубе Книжная страна, в игре "Чайный уголок «Камелия»" в клубе Уютная кофейня, в игре «Горка из европейских писателей» в клубе Austenland, в игре "Построим же Родильный дом!" в клубе Тридевятое царство, а также в игре "Кафе "Бук Фуд" в клубе Белая сова