Больше рецензий

17 декабря 2022 г. 13:28

157

3.5 Этические проблемы современной карманауки.

На голову молодому шаману Ксе сваливается поразительный "подарочек" - юный бог войны Жень, почему-то спасающийся бегством от собственных адептов. Причём эта странная история с каждым днём становится лишь всё более запутанной. И при чём здесь вообще институт кармамедицины?..

Первую половину книги мне ужасно хотелось раскритиковать за очень сильный вайб "Дозоров". Посудите сами: две сцепившиеся конторы "магов" (жрецы и шаманы) в Москве, "нырки" героев в "глубинные слои", старые мудрые наставники, главгер - простой работяга одной из конторок, вляпавшийся в какие-то высокоранговые разборки. Из-за этого долго книга ощущается вроде бы и приятно, но фантастически вторично. В создании мира есть своя оригинальность, есть занятные находки... но общее впечатление всё равно получается про вторичность. И отсылки к "Понедельнику" (уже осознанные) ситуацию лишь усугубляют.

Но где-то с середины ощущение начинает понемногу рассеиваться - там сюжет делает пару интересных взбрыков и начинает лучше реализовывать свои идеи. Из любопытного, например - вся вот эта советско-русская антропогенная мифология, божки, идолы (памятники победе и неизвестному солдату) и алтари (вечный огонь), система шакти - богов, единых в двух проявлениях, и т.д. Плюс книга увлекательная и здорово цепляет на крючок желания узнать, что тут, блин, вообще происходит. В плане языка роман не то чтобы блещет, - в целом неплохо, но иногда Онойко словно сама начинает плутать в своих формулировках, - но в плане построения сюжета сделан толково.

Наверное, самая главная - и несколько внезапная для городского фэнтези, - мысль книги: то, как опасно чистое научное познание, оторванное от реальности, не стеснённое моралью, этикой и прочими неинтересными вещами. Не думаю даже, что это спойлер - по-моему, примерно всё в Эрике Юрьевиче намекало, что однажды он таки соберёт ядерную бомбу в подвале института. И это реально крутая мысль, которая реально хорошо подана. Но... но есть у меня ощущение, что автор сама не решила, а как всё закончить и что со всем этим в итоге делать - и вот это ужасно историю портит.

Да, Даниль прошёл занятную метаморфозу - такое чувство, будто на самом деле вся история была написана исключительно ради неё. Хотя я и не понимаю, как он не увидел примерно все красные флажки, сигнализирующие, во что он превращается; как можно было увидеть то, что он увидел, ужаснуться, а потом стать тем же самым. Впрочем, люди так умеют; это не претензия, а моё личное огорчение. Но всё остальное Онойко вовсе будто не завершила, а оборвала на полуслове роялем марки Лаунхоффер, пусть даже этот рояль всю книгу стоял на виду. И от этого осталось какое-то изрядное чувство неудовлетворённости.