Больше рецензий

commeavant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 ноября 2013 г. 18:38

727

5

Постмодернизм тех времён и тех мест, когда слова такого ещё не было. Роман о романе, о создании романа, о героях романа о романе, об их прототипах, об авторе, которого сожрала Мельпомена.
Герои «Трудов и дней Свистонова» — это мещане и обыватели, которые стремятся казаться интересными, чтобы попасть на страницы нового романа модного автора. Но стоит им прочесть рукопись романа, как герои чувствуют себя раздетыми, глупыми, ничтожными и ненужными. Свистонов настолько достоверно и описательно выводит их на страницах романа, что и придумывать уже нечего; взглянув в зеркало, мнимая значительность взвешена и найдена очень лёгкой. «Мене, мене, текел, упарсин».

Несостоявшийся писатель Куку живёт по законам литературных произведений, стрижётся «под Пушкина» и строит отношения с любимой девушкой так, что Свистонов предугадывает его дальнейший шаг. Кукуреку Свистонова проживает жизнь за реального Куку, вытягивает из него душу, и тот опускается, не зная больше, чем заполнить своё существование.

Сплетник, властитель дум стареющих барышень и «советский Калиостро» Психачев навязывает себя в роман Свистонова. Но для автора он не более чем забавный экспонат для коллекции, пытающийся оправдать свою неудавшуюся жизнь и нищенское существование. «Для Свистонова люди не делились на добрых и злых, на приятных и неприятных. Они делились на необходимых для его романа и ненужных.» Четырнадцатилетняя дочка Психачева Машенька обожает отца и хочет замуж за Свистонова, но рукопись романа лишит её всех иллюзий. Свистонов не считает честным скрывать свой взгляд на её отца, ведь реальный Психачев уже переведен в роман и стал не нужен и не интересен, равно как и сама Машенька.

Один из героев будущего романа называет Свистонова Мефистофелем. Он входит в доверие к людям, играет с людьми, ставит над ними эксперименты, наблюдает и записывает, а переработав, теряет к ним всякий интерес. Его не волнует, что даже самые мелкие люди могут пострадать по его вине. Мир для него не более чем кунсткамера с экспонатами-уродцами, а сам Свистонов в нём что-то вроде директора.

«Люди — те же книги, — отдыхая, думал Свистонов. — Приятно читать их. Даже, пожалуй, интереснее книг, богаче, людьми можно играть, ставить в различные положения». Свистонов чувствовал себя ничем не связанным.


Излюбленный приём Свистонова — литературный коллаж. Цитаты из книг, газетные объявления, реклама, подслушанные или украденные сюжеты служат Свистонову материалом, из которого с помощью ножниц и клея и небольших связующих вставок умело монтируется новое произведение. Вагинов показывает и предостерегает, что искусство, лишённое души, вытягивает душу своего создателя. Природа не терпит вакуума. Свистонов, переведя окружающий мир на страницы рукописи и окончив работу над романом, сам перешёл в своё произведение.

Стоит ввести в оборот новый термин, наподобие обломовщины, маниловщины или передоновщины, на что так богата традиция советского литературоведения. Свистоновщина — это такое свойство даровитых авторов —начинающих или модных, юных или уже подёрнутых гнильцой, — вставлять в роман в голом виде, не перерабатывая, своё ближайшее окружение, поелику на иное таланта не хватает.

Комментарии


Прочитав этот роман, а понравился он мне больше, чем Козлиная песнь, я не стал писать рецензию. Даже не знаю почему. Все-таки Свистонов, это не какой-то там абстрактный персонаж, во многом это и есть Вагинов, своеобразное альтер-эго писателя. Поэтому он еще и изощренно иронизирует над собой. Вагинов - писатель Петербургский. Город в его романах имел чрезвычайное значение. Причем, он явно не мог смириться с тем, что он перестал быть тем "Старым Питером", а превратился в Петроград а потом и в Ленинград. Персонажи в Свистонове - это литературное окружение и знакомые Вагинова - поэты, писатели и критики. Как и в Козлиной песни. Очень хорошо, что после ухода Вагинова, его дело продолжил Каверин, написав отличнейший роман о жизни Ленинградских литераторов, в первую очередь о Шкловском и Тынянове "Скандалист или вечера на Васильевском острове".
Ps. Свистонов - уморительная книга, помнится, когда его читал - очень смеялся.

«Пожилой человек, с брюшком, за столом замяукал – он выразил желание попить чайку»

Да, похоже на то. Свистонов — такой собиратель человеческих диковинок, как Вагинов был коллекционером монет, рекламок и прочих мелких продуктов времени.
Помнится, в наивной юности меня этот роман несколько напугал — идея произведения, высасывающего душу своего создателя. Смешных моментов там тоже хватает, особенно колоритен Психачев (даже узнал некоторые свои черты) и престарелая девица Плюшар.


Ну и порекомендую, если еще не читали - По ту сторону Тулы Николева, тоже очень замечательная вещь.


По описанию и цитатам из вашего отзыва вещь и правда замечательная. Ознакомлюсь как-нибудь, спасибо!


"+"


Красота, а не рецензия! ^^ И книгу люблю. И вроде бы понимаю её пугающую серьёзность, надёжно замаскированную стёбом... а всё же мне "Бамбочада" больше по сердцу. Добрее она как-то. Хотя от Ермилова (тот, что про дочку Вареньку всё время рассказывает) просто слёзы душат.


Спасибо! =)
Вот так разгребал свою библиотеку, наткнулся на томик Вагинова и страшно захотелось перечитать Свистонова. "Бамбочаду" я помню что-то очень смутно, не в пример "Трудам…" или "Козлиной песни". А "Гарпагониану" вообще не читал, надо исправляться :)
К слову, давеча ознакомился с биографией Томаса Вулфа; он тоже переносил окружавших в свои огромные романы. Но видать, делал это с душой, а не лепил клеем и ножницами, раз стал классиком.


Тебе спасибо. Глядишь, ещё кто-нибудь прочитает. Мне в своё время показалось очень уместным издание Вагинова в серии "Забытая книга".

Ну, вероятно, не один Вулф так делал :) Вспомнить хоть Фолкнера, который попросту земляков в свой роман как попало напихал, так что они на него кучей в суд хотели подавать.


Ежели вдохновлю кого прочесть Вагинова, лучше не придумать. Незаслуженно забыто его творчество, и слава богам, что он худо-бедно, но вернулся к читателям.

На Константина Константиныча коллеги тоже обижались после «Козлиной песни», уж больно многих он там высмеял. А «Трудами…» он им вроде как ответил, мол, смотрите, убогие, мне хватает чувства юмора над собой посмеяться, так чего же вы взъелись? :-)


Свистоновщина — это такое свойство даровитых авторов —начинающих или модных, юных или уже подёрнутых гнильцой, — вставлять в роман в голом виде, не перерабатывая, своё ближайшее окружение, поелику на иное таланта не хватает.


А по-моему, это более всеобъемлющее явление. Не любить жизнь, разнимать ее на части, "как труп", презирать людей и смеяться над ними. Не иметь сердца, только хитроумную голову, за что и поплатиться.


Это называется мизантропия :)


Мизантропия в искусстве - намного хуже, чем просто мизантропия.
Удивительно, сколько на свете жутеньких произведений о том, как печально заканчиваются творческие потуги, не основанные на любви.
Самоанализ у авторов, может быть.)