Больше рецензий

Lisena

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 ноября 2013 г. 14:59

166

4

Первое впечатление: интересная книга со множеством рефлексивных размышлений, самокопании, военных хроник и интриги в виде таинственного опасного незнакомца Иво Марковича. Но уже спустя несколько дней впечатление от этой книги "смазались", оставив тягучий след от красок для написания фресок. В прошлом всемирно признанный военный фотограф Фольк, спрятавшись от себя и от внимания публики в башне, рисует батальную фреску, идею которой ему подала однажды (любимая ли?) девушка, тоже военный фотограф. Его размеренную жизнь добровольного затворника нарушает незнакомец, чей портрет он однажды сфотографировал на войне. Эта известная фотография изменила жизнь человека и его семьи, теперь вот бывший солдат стоял на пороге башни, пытаясь найти ответ: "Неужели при необходимости человек черствеет?… Черствеет настолько, что его перестает волновать, куда направлен объектив камеры?" Незнакомец следил за жизнью Фолька, старался узнать о фотографе, о его чувствах и мыслях в рабочие моменты. Они беседовали, иногда докапываясь до самой сути вопросов, иногда - молчали, но Иво всё невдомек было понять, где же такие простые чувства:ужас, страх? тем более сопереживание и боль? "На ваших фотографиях ее как-то не чувствуется. Ваши работы, безусловно, изображают чужую боль, вот что я хочу сказать; однако ваших чувств совершенно не заметно… Когда вас перестало задевать то, что вы видите?" Фольк усердно рисует картину, у него мало времени, а душевных тайн еще ой как много! Иво Маркович лишь ускоряет процесс, принося долгожданное душевное освобождение. Автор ставит читателя перед вопросом: что страшнее быть человеком без чувств или быть убийцей? Иво Маркович и Фольк уже нашли свои ответы, найдите и вы.

В мире, где ужас продается, как сюжет для произведений искусства, где искусство рождается с идеей, что его будут фотографировать, где изображение страданий не вызывает ни угрызений совести, ни сочувствия, фотографии войны никому не нужны. Мир делает все остальное: он присваивает снимки, едва щелкнет затвор камеры. Щелк, алле-оп, спасибо, пока. И все же фотография гораздо человечнее, чем изображение, мелькающее на экране телевизора. Но ничто не проходит впустую — кадры западают в душу.

Фотографией так злоупотребляют, так часто ее используют, что снимок обесценился и стоит куда меньше, чем тысяча слов.