Больше рецензий

24 ноября 2013 г. 00:53

297

3

Из истории создания Франкенштейна я помню только, что началось всё с кошмарного сна, когда супруги Шелли в компании Байрона и ещё кого-то из классических романтиков проводили время в живописном замке где-то в Германии, и одним ненастным вечером перебрали лауданума, так что мистеру Шелли (по его собственным воспоминаниям) примерещилось, будто у миссис Шелли глаза на месте сосков, а миссис Шелли в свою очередь примерещилось, будто в её комнату при свете молний прокралось то самое чудовище, которому затем она посвятила роман. В таких условиях, конечно, можно было бы написать что-нибудь и позабористей, но давайте сделаем скидку на то, что Мэри было только восемнадцать.
Конечно, только в восемнадцать можно было нагородить такой монблан пафоса, уныния и отчаяния. «Франкенштейн», как и его герой, сшит из лоскутьев живой ещё пока эпохи: руссоистские идеи, фридриховские пейзажи, байронические страдания, мильтоновская выспренность. Поэтов-романтиков зачитывают наизусть чуть ли не все персонажи книги, от бедного крестьянина до, собственно, главного героя. Ну же, спросите меня, как дикий монстр, вчера сбежавший из лаборатории, заговорил языком Кольриджа и нахватался цитат из Потерянного рая, и я скажу вам, что он нашёл в лесу сумку с хорошей подборкой книг и прилежно прочёл их в своей уединённой хижине при свете лучины. Когда я рассказала этот эпизод одной подруге, она задала ключевой и не исследованный до сих пор вопрос: ЧЬИ ЖЕ МОЗГИ ЕМУ ВШИЛИ?
«Франкенштейн», как и его герой, совсем не так страшен, как о нём говорят. И пожалуй, неудивительно, что имя создателя со временем слилось с лицом создания. Они друг друга стоят.
В каком-то смысле это очень педагогическая вещь: история Пиноккио-переростка, рассказанная от лица незадачливого папашки Карло. Была б я феминисткой, сказала бы, что Франкенштейн поступил весьма по-мужски, столкнувшись с ожившим творением рук своих, — в ужасе убежал. Это и только это было его ошибкой и повлекло все неприятности. Всё, чего добивается чудовище, ради чего совершает все свои злодеяния, — это принадлежащее ему по праву внимание «отца» (неслучайно он пытается найти защиты и признания у Де Лейси, которого все вокруг называют отцом).
Поэтому некоторые выводы из этого опиумного бреда всё же можно извлечь.
Например, о том, что любое живое и дышащее существо нуждается в тепле и любви, а без этого оно если не гибнет, то становится уродливым и злым.
Или, например, о том, что если уж вы дали жизнь существу — воспитывайте его, каким бы оно ни уродилось. Иначе за вас это сделает первая попавшаяся сумка с книгами.

Комментарии


А я как раз смотрю, что почитать по хоррору XIX - начала XX вв. Но вот на чудовище Франкенштайна никогда не тянуло. Может, как раз из-за возраста авторессы.


это что угодно, но не хоррор.
из классической готики можно рассказы М.Р. Джеймса почитать, там встречаются вполне современные спецэффекты)


Так, M. R. James. Статья на англ.вики сугубо позитивная, снова Лавкрафт. Совпадение - только что прочитал об Algernon Blackwood и там такой же тон, Лавкрафт опять же... Скачаю обоих, в "электронке" почитаю...


Хм, я бы назвала это готической травой, т.к. до готических соплей а-ля "Удольфские тайны" Анны Радклиф оно не дотягивает, не сопливое :)


если уж вы дали жизнь существу — воспитывайте его, каким бы оно ни уродилось. Иначе за вас это сделает первая попавшаяся сумка с книгами.


Заношу в цитатник!) Ибо прекрасно!


Аналогично, ибо отлично :)


оч.нравится рецензия.
надо было моей маме читать "франкенштейна" вовремя.


О создании "Франкенштейна" и о веселом пребывании Байрона и компании в том замке есть неплохой фильм "Готика" 1986 года


читала книгу в 17 или 18 лет, тогда безумно понравилось :)
сейчас боюсь перечитывать, особливо после вашей рецензии.. оО


Думаю, что к прочтению подлежит. Вообще, так-то, не стоит так реагировать на рецензии. Ведь вкусы у всех разные. Кому-то не понравилась, а может именно вам и понравится.