Больше рецензий

10 декабря 2022 г. 18:24

643

5

А. П. Чехов "Три сестры".
...Столько мыслей родило чтение пьесы. Вновь понимаю, что Чехов безграничен. Раз за разом узнаёшь его с новой стороны. Его книги для меня- обновление, прозрение. В этот раз через персонажей открываю наш огромный мир.
Маша среди сестёр Прозоровых привлекает внимание молчаливостью. Она много размышляет, не высказывая вслух свои опасения, желания, мысли. Реплики, сказанные ею вдруг, бьют в точку: мгновенно обнаруживают её отношение к услышанному, внутренние переживания: "Эта жизнь проклятая, невыносимая...". "Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен".
Муж Маши, Култыгин, как раз не такой. Он заботится о ней, отводит домой, приводит к сестрам, зарабатывает трудом учителя. На всем протяжении действия от Фёдора Ильича лишь раз слышно о любви к супруге. Маше нужен рядом тот, кто смел в желаниях, мечтает, обладает даром убеждать, как Вершинин. С таким человеком жизнь жены была бы иной: наполненной желанием нового, не угасанием. Думаю, на уроках Култыгина гимназистам скучно. Конечно, приходишь учиться, не развлекаться, но когда педагог не пылает убеждением, ноткой страсти, то тяжело с ним быть постоянно. Фёдор Ильич неповоротлив в своих устоявшихся привычках, не борец.
Прощаясь с Вершининым, Маша "сильно рыдает". Этим выдаёт свою любовь к нему. Култыгин лишь после просит супругу попробовать воскресить былое. В его словах даже в этот миг нет желания завоевать жену, стать героем в её глазах. Он тих, вял: "Начнем жить опять по-старому, и я тебе ни одного слова, ни намека...". Готов простить, хотя понимает, что любви у Маши к нему нет. Чтобы поговорить с супругой об их семье, понять ее угасание к нему, не делает этого. Хочет лишь, чтоб Маша была с ним, вести по-прежнему тот способ существования, к которому привык. Не задумывается, что как раз "жить по-старому" нельзя. Он счастлив, как искренно говорит. В чём его счастье? Работает, рядом Маша, его уважают, в чём уверен, имеет орден на груди. Но....когда читаешь, слышишь об этом его счастье, то наступает тоска, к горлу комок подбирается. Беспросветность, тухлость и ...обыденность. В Култыгине нет ни капли желания стремиться к обновлению себя, смене хоть чего-то. В этом его отличие от военных, которые активны, думают об изменениях. Неслучайно Маша раз за разом говорит, как ей отвратительны штатские. С каким сопротивлением она как супруга вынуждена соглашаться на все встречи с коллегами мужа. В них ни капли образованности, душевности она не находит, как это ни странно.
"У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...златая цепь на дубе том...Я схожу с ума...У Лукоморья...дуб зелёный...",- так и повторяет Маша, слыша его реплики. В течение всей пьесы она произносит эти строки, когда её душа дышит сопротивлением услышанному. Маша держит внутри чувства, не пылает гневом, не выражает бурно радости. Лишь в момент признания сёстрам в любви к Вершинину, её лицо озаряет улыбка. В спектаклях и экранизациях актрисы это передают.
Маша не уходит от Култыгина, а могла бы. Оставить Фёдора Ильича может, но ради чего? Мне тяжело точно оценить Машу. Думаю, она понимает, что ждать Вершинина нельзя, это расходится христианской уьеждённостью обоих. Быть с Олей- задача Маши как сестры. Не покидать брата в его несчастливом браке-тоже. Култыгина ей жаль, но чувство к нему именно жалость, не любовь. Также Маша помнит, что говорит Оля: "Брак-это долг", так и живёт. Ведь Маша, в отличие от Ольги и Ирины, не говорит о Москве, будто сдерживая этот порыв внутри себя. Но в самом конце пьесы, когда о смерти Тузенбаха уже известно, она произносит монолог, глядя на небо: "Летят перелётные птицы, гуси. Милые мои, счастливые мои!" Да...в этих словах-откровенные желания бедной Маши, которая, как птицы, жаждет и жаждет свободы....
О Прозорове Андрее Сергеевиче, брате трех сестёр, узнаём от Ольги: "Он у нас и учёный, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки- одним словом, мастер на все руки". Закончив университет, не занимается наукой, о чём мечтал. Он высказывает в диалогах, беседах душевное стремление к этому. Делится с Чебутыкиным, что не забыл прежнее желание преподавать, лекции сохранил. Значит, это дорого ему. "Но я служу в земстве, я член земской управы, и это свое служение считаю таким же святым и высоким, как служение науке",- говорит Андрей Сергеевич. В его словах кроется убеждение себя, что та жизнь, которую он выбрал, правильная, приносит ему удовольствие. Но это не так. Он молод, умён, томится в душевной неволи настоящего. Губернский город ему неприятен: "...ни одного ученого, ни одного художника, ни мало-мальски заметного человека, который возбуждал бы зависть или страстное желание подражать ему...Только едят, пьют, спят, потом умирают...родятся другие и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством, и жёны обманывают мужей, а мужья лгут, делают вид, что ничего не видят, ничего не слышат, и неотразимо пошлое влияние гнетёт детей, и искра божия гаснет в них...". Живя в этом "омуте", он тоскует. Метко, иносказательно сказала о брате Маша, сравнив его с колоколом, который разбился, а на него потрачены деньги, труд многих. К чему он теперь?
"Я люблю Наташу, это так, но иногда она кажется мне удивительно пошлой, и тогда я теряюсь, не понимаю, за что, отчего я так люблю её или по крайней мере любил...",- произносит о жене. Прозоров понимает, что она совсем не похожа на сестёр: грубая с нижестоящими, гордящаяся тем, что находится в обществе, мещанская натура. "Иногда она мне кажется удивительно пошлой...Почему я люблю её?"-откровенно спрашивает Прозоров Чебутыкина. До него,конечно, долетают слухи о её романе с другим, но он будто не замечает это. "Приехал Протопопов, зовёт меня покататься с ним на тройке (Смеётся) Какие странные эти мужчины..." ,- весело при сестрах говорит Наташа, будто не понимая, что ведёт себя недостойно. Протопопов- председатель земства, а Прозоров его сотрудник.
Чебутыкин близок к семье, сёстры и брат росли рядом с ним. Он корректно, со скрытой иронией на слова Прозорова о Наташе, произносит: "Знаешь, надень шапку, возьми в руки палку и уходи и иди, иди без оглядки. И чем дальше уйдешь, тем лучше". Ещё до этого эпизода Иван Романыч говорил присутствующим, где не было Александра Сергеевича: "А у Наташи романчик с Протопоповым. А Вы сидите, не видите! Не угодно ли Вам этот финик принять?" В начале пьесы Маша говорила, что Наташа, по слухам, обручена с Протопоповым, но после вышла за Андрея Сергеевича. Ясно, из меркантильных интересов: небольшой, но достаток, быть хозяйкой в большом доме, входить в интеллигентное общество, муж-учёный, его сеснтры не последние люди в городе.
Наташа ни слова о любви не говорит Андрею Сергеевичу. Радостно всегда рассказывает о сыне Бобике и дочке Софочке. Имя мальчика настораживает. Если в нём есть ласкательное значение, то оно мне не ясно. Слыша "Бобик", я думаю о щеночке при матери. Наташа его опекает со всей любовью. Это раскрывает её как хорошую мать, при этом с абсолютно нечутким характером, готовую растоптать условия жизни других в угоду ребёнка: "В твою комнату я велю переселить Андрея с его скрипкой- пусть там пилит!-а в его комнату мы поместим Софочку. Дивный, чудный ребёнок! Что за дочурка!" Здесь и барственность: она стала хозяйкой (её так прислуга и называет), но и абсолютное незнание струн души мужа. "Пилит",- говорит о его игре на скрипке. Да это одна из немногих радостей в жизни Прозорова! Эх, Наташа...
В общении с сёстрами она срывается, выдавая жёсткий беспрекословный характер, желание властвовать. Не принимает, если ей перечат. Требует соответствующего отношения к ней прислуги и сестёр. "Она не способна к труду, она только спит или сидит",- говорит о няньке Анфисе, которой уже 80 лет. 30 лет из них старушка живёт в семье Прозоровых. Сёстры искренне любят её, оберегают. Ольга на слова Наташи: "И пускай сидит". Наташа тут же вспыхивает: "И чтоб завтра же не было здесь этой старой воровки, старой хрычёвки (стучит ногами), этой ведьмы!..Не сметь меня раздражать! Не сметь! (Спохватившись)". Ремарки Чехова здесь "кричат" о характере Наташи. Ольга, ни сказав ни слова, переселится с Анфисой на частную квартиру. Добрый, любящий поступок истинной христианки.
Чебутыкин "неподвижен", как и Култыгин, на первый взгляд. Но как он умён и ...с отъездом военных тоже может двинуться в путь. Он, не читавший Шекспира, Вольтера, добр, порядочен, честен. Не обидит человека и тогда, когда видит неправомерность его поступков. Он умеет иносказательно сказать человеку важное, что тот поймёт, если сам умён. Сдержан и безумно любит Прозоровых: "Вы у меня единственные", " ...ничего нет, кроме любви к вам".
Андрей Сергеевич теперь женат, Наташа ввела новые порядки. Ольга покинула дом, Маша с мужем живут отдельно. Ирина переберётся к Ольге, возможно, станет супругой уже не Тузенбаха. Кто знает....Дом Прозоровых не тот, военных не будет.
Вершинин Александр Игнатьевич- полная противоположность мужа Маши. Он живёт сложно, болезненно: его жена больна, травилась не раз. На его руках она и воспитание дочерей. Чувство доброты и долга к ним-святая обязанность Вершинина. Но душа этого человека стремится к большому свету. Он убеждён, что строит светлое будущее тем, кто придет после. Горячо верит, что делает огромное, выполняя возложенное на него жизнью. Маша, слушая его, полюбила. "Через 200, 300 лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и если её нет пока, то он должен её предчувствовать, ждать, мечтать, готовиться к ней, он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец". "Мы должны только работать и работать, а счастье-это удел наших далёких потомков",-произносит Вершинин с верой. Заражает убеждённостью в том, что человек должен жить для будущего. Радость в том, чтобы строить счастье следующему поколению. Не отчаиваться, а вершить возложенное. Его жизнь это подтверждает: второй брак, где жена больна, но он не выражает скорби, семьянин, служит. Слова этого человека воодушевляют Машу. Понять её можно: рядом с ней столько лет муж, не стремящийся к изменениям, живущий обыденно. С проложенного пути он не сходит, тянет Машу с собой.
"Я увезу тебя завтра, мы будем работать, будем богаты, мечты мои оживут. Ты будешь счастлива. Только вот одно, только одно: ты меня не любишь!",- слышим от Тузенбаха Николая Львовича к Ирине. Её согласие на брак с ним, наверное, родилось от понимания, что желанная Москва не будет в её жизни. С каким восторгом мечтала Ирина туда, в долгожданный город! С каким трепетом убеждала сестёр бежать! Воспоминания детства, где они были счастливы, треплют её сердце: "Мне Москва снится каждую ночь, я совсем как помешанная". Умная, добрая Ирина её любит, жизнь в губернском городе не приносит радости. Работа не даёт удовлетворения: "Чего я так хотела, о чём мечтала, того-то в ней именно и нет. Труд без поэзии, без мыслей...". Он для неё стал способом заработка. "Когда я держала экзамен на учительницу, то даже плакала от радости, от благости...",- поменяв работу, хоть огонёк зажёгся в глазах героини. Возможно, пусть не в Москве, но в этом она станет счастливой.
Брак мог дать надежду на осуществление мечты Ирине или просто... заглушить её появлением нового. Стоит вновь вспомнить, что Ольга говорит Ирине о браке: это обязанность. Любовь и брак не всегда идут вместе. Возможно, это мнение Ольги стало решающим в выборе Ирины. Первоначально сподвиг к этому поступок Тузенбаха: уйти из военных, служить: "У меня страстная жажда жизни, борьбы, труда, и эта жажда в душе слилась с любовью к вам, Ирина..." "Подаю в отставку. Баста! Пять лет все раздумывал и наконец решил. Буду работать". " ...поеду на кирпичный завод, начну работать....". Рядом с ним, его действенным желанием меняться, Ирина нашла бы своё счастье. Она не скрывает от барона: "Это не в моей власти... Я не любила ни разу в жизни". Но он так крепко любит её, в течение пяти лет бывал у Прозоровых, ждал встреч с нею.
"Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги", "Работать нужно, работать. Оттого нам невесело и смотрим на жизнь так мрачно, что не знаем труда. Мы родились от людей, презиравших труд....",- говорит Ирина. Её светлые мысли- слова Вершинина, Тузенбаха. В них нет пафоса и героики, стремления к славе. Главное, приносить пользу, быть нужными. Ирина, как Вершинин, уже близка к пониманию того, что город-это люди. Мы сами создаём жизнь в нём такой, какой она должна быть. В провинциальном городе, где "застой", можно и нужно трудиться, стремясь к обновлению себя и того, что рядом.
Как и в прозе, Чехов мудро наделяет персонажей "говорящими фамилиями". Вершинин, Прозоровы. Вершинин говорит именно о высоком. О стремлении к таким "горам', когда не каждый имеет желание покорять: трудиться во благо будущего, верить в это светлое "завтра" для других. Но он таков. Может, его путь верный? Ведь своей жизнью он это доказывает.
Чебутыкин с виду ни два, ни полтора, ни то ни сё, как его фамилия, а на деле, как скажет, прямо в лоб.
Култыгин- "культя, рука или нога без пальцев; пень отрезанного, отболевшего члена", "хромой, колча, колченогий, ковыляла". Интересны значения областные, где есть "криворукий, косолапый, хромой, дурно готовящий стряпню". Гениально, Антон Павлович! Култыгин- из тех, кто большинство, масса. Жить свои миром, не стремится к верхам (авось заметят?), не творить зла, любить ближних. Но при этом...тухло. Надо и надо, в отличие от Култыгина, не забывать об обновлении себя и того, что рядом. Не забывать о ближних, их счастье.
Бросается в глаза и то, что Ирина, Ольга названы Чеховым полными именами. Всегда, в любой сцене. Конечно, это так положено воспитанием, эпохой. Друг к другу сестры обращаются так же. Но Маша-то не Мария. Может, её Чехов очень любит? Ведь и любимейшая сестра Антона Павловича- Маша?!..
И, конечно, сама фамилия "Прозоровы" вызывает размышления. "Прозреть", "прозревать" ли? Мысли, которые высказывают сестры, брат приняты ими сами за истину или они ещё не уверены в них, ищут путь жизни? Говоря о работе в земстве, по-моему, Прозоров просто убеждает себя, что доволен. Ирина в конце пьесы уже почти близка к пониманию, что труд-основа жизни, Москва-прошлое, детство, если и будет в её жизни, то не сейчас. К каким выводам придёт Маша, не знаю: может, бросит Култыгина, начнёт что-то новое. А Ольга уже поняла,что её жизнь-работа, работа, как бы тяжко ей не было.
Советская постановка пьесы МХАТа с В.Невинным, И.Мирошниченко, Е.Евстигнеевым великолепна. Заставляет больше думать.
Постановка Юрия Соломина к 250-летию Малого театра неплоха, но не моя. Ирина- ребенок. В ней нет того надрыва, который должен быть: она должна безудержно хотеть в Москву, рваться каждой клеткой, мечтать о большем. Её пыл, подкрепляемый идеями Тузенбаха, Вершинина должны сделать это. Мирошниченко в роли Маши в советской постановке-лучшая. Именно Чеховская героиня! Саркастичность Маши, неприятие Култыгина, ни капли подобострастия, огромная любовь к Вершинину передала актриса.
Гениальна постановка "Современника", сделанная Галиной Павловной Волчек. Через спектакль открыла для себя талант преображаться Ольги Дроздовой, Галины Петровой.
Дом Прозоровых был "убежищем" для жаждущих тёплого участия, улыбок, общения людей. Там был пирог, индейка, песни, милые сёстры. Военные делали им презенты от души, делились своими радостями. Там всем хотелось быть. Обращаю внимание на яркий свет в доме сестёр, скатерть. С приходом Наташи игра брата на скрипке не звучит, нет уже ряженых, которых она запретила пускать, там лишь гомон детей, её крики-приказы. Уедут сёстры, уйдут военные, даже доктор думает покинуть дом ... На сцене видишь темноту, уныние среди людей.
Экранизация Юрия Грымова подстёгивает к новым размышлениям. Гениально, что он перенёс действие в наше время. Сёстрам за 50, Ольге 65. Чебутыкин так и не ушёл от них. Продолжает читать газеты, пользуется Интернетом, из которого черпает информацию. Андрей Прозоров играет то в пинг-понг, то пьёт с курьером втихаря от жены, рассказывая, что достал лекции Университета. Думает переводить книгу Вирджинии Вульф. Женат на Наташе, молодке лет 20, одетую в легенсы. Маша, Ольга, Ирина так и состарились в городе, все говорят об отъезде в Москву в скором времени. Забавно? Современность в фильме, может, кого рассмешит. Я смотрю на экран с грустной улыбкой: всё, как было. Лишь время состарило людей. Мечты остались те же, но не исполнились. Что помешало? Экранизация вызывает думы. Грымов, актерский состав, операторская работа самого режиссера- всё работает на то, чтобы лишний, но важный раз подчеркнуть: Чехов вечен.
Читая Булгакова "Белую гвардию", нет-нет, да вспоминаю дом Прозоровых: скатерть, военные, песни, правда, у Турбиных камин, нет детских воплей и криков хозяйки. Но и Турбины, и Прозоровы теряют этот уют. Революция, перемены сметают прошлое, приходит новое.... Может, надо, как бы ни было больно ли, страшно, непонятно, делать эти шажки вперёд, не забывая о хорошем прошлом, но идти в ногу с новым?..
Ни одна из сестёр, брат не делают решительного шага, отказываясь от жизни, которая так им не нравится. Маша молчит, Оля лишь постоянно упоминает, что "никогда не хотела быть начальницей", а работает в этой должности. Андрей терпит жену, обстановку в доме, нелюбимый город. Ирина дала согласие стать супругой нелюбимого барона. Умные, образованные люди, те, кто могли бы осушить болото губернского бытия, сами погружаются в него. Они могли бы хотя бы пытаться сопротивляться внутреннему распорядку в их родном доме, которые ввела Наташа. Но и тут, в своем "маленьком мире", они бездействуют. Жизнь в несопротивлении злу, по Толстому, здесь налицо. Воспитанные в христианских традициях, добрые, интеллигентные люди не борются с теми невыносимыми условиями, которые дают непокой как им, так и дорогим людям.Это ли не драма, как писал Н. Полянский: " ... заслуга Чехова именно в том и состоит, что он, как никто, умеет раскрывать перед нами всю эту спрятанную драму жизни, особенно ярко изображенной им в "Трёх сёстрах". При этом полностью согласна с мнением Сергея Найдёнова, сказанном в начале 20 века: "Какое-то оптимистическое горе… какая-то утешительная тоска. И горечь и утешение". Оно актуальности совсем не утратило.
Что изменила бы Москва в их жизни? Она как Мечта, горизонт, к которому можно и нужно плыть, но он ... всё отдаляется с приближением к нему.
Чехов от произведения к произведению говорит о нас, людях. Каков должен быть при этом путь в жизни, каждый решает для себя сам.
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово