Больше рецензий

9 декабря 2022 г. 23:00

462

4 «Если правда не может спасти от петли, потому что слишком похожа на ложь, почему не попытаться спасти себя с помощью лжи, похожей на правду?»

(Будут второстепенные спойлеры). Английский писатель Эдмунд Бентли у нас известен очень мало, а между тем, именно ему Г. К. Честертон когда-то посвятил своего не нуждающегося в особом представлении «Человека, который был Четвергом».
Что же касается рецензируемого романа, подвернувшегося мне в сборнике «Английский детектив» (СПб, 1992): https://www.livelib.ru/book/1000449436-anglijskij-detektiv-poslednee-delo-trenta-chej-trup-karty-na-stol-sbornik-agata-kristi , то изначально я полагал, что он был написан в двадцатые годы, и поэтому немалое удивление вызвало указание в тексте насчёт мощности в 15 л. с. как обычной для автомобиля. Ну а когда я встретил упоминание о восстании в Курляндии и Ливонии, подавляемом русским генералом, то тут уже отложил книгу в сторону и стал наводить справки. В итоге оказалось, что данное произведение появилось еще в 1913 году, и тогда всё встало на свои места. Действительно, его старомодность (даже по стандартам А. Кристи) прямо-таки бросается в глаза!
Главным действующим лицом в данном случае выступает сыщик-любитель Филипп Трент, взявшийся расследовать дело о загадочной смерти некоего финансового воротилы мирового масштаба. Правда, безусловного успеха он при этом, строго говоря, не достиг, зато весьма преуспел в другом, куда более важном деле!
По своему же стилю книга показалась мне весьма неоднородной: местами изысканной и увлекательной, местами скучноватой и многословной. При этом её персонажи изъясняются в таких выражениях, которые выглядят просто невозможными в устной речи! Ну а главный её недостаток — это, конечно, откровенно фантастичный сюжет. В конце концов, если бы человек с безграничными финансовыми возможностями действительно решил расправиться с кем-то, занимающим столь зависимое от него положение, то у него для этого явно нашлись бы тысячи куда более простых способов! Ну а версия о самоубийстве этой «акулы капитализма» на почве мести, к которой в итоге всё сходилось, и вовсе выглядела бредом сумасшедшего...
И тут – вуаля! – буквально за две страницы до конца автор совершает великолепный финт и переворачивает всё с ног на голову (или наоборот?). Убеждён, что даже самой Агате Кристи не получилось бы проделать такое более изящно! Что, помимо всего прочего, сразу подняло мою оценку этой книги на целый балл (ну, почти – до четвёрки с минусом), заставив признать её одной из самых оригинальных в своём жанре. И стало просто досадно оттого, что другие детективы данного автора, насколько я смог выяснить, на русском языке не выходили вообще…