Больше рецензий

bookeanarium

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 ноября 2013 г. 07:35

6K

5

Пожалуй, «Лавр» - самая достойная книга из всего, что написано российскими авторами и издано в последнее время. За современную русскую литературу каждый раз страшно приниматься, от неё не ждёшь ничего хорошего, а за вычетом Улицкой и Рубиной нет практически ничего, что можно было бы читать без филологической и психологической поддержки. Кто пишет хорошим русским языком, не уступая Довлатову или Набокову? Кто пишет интересные истории, которые можно пересказать? Кто достаточно умён, чтобы не умничать? Кто пишет о героях, которых можно ставить в пример? Вокруг одни только спивающиеся географы да мнимые крестьяне с бездельниками-тинейджерами. И вот в момент, когда от современной русской литературы уже и не ждёшь ничего хорошего, появляется «Лавр» Евгения Водолазкина. Эту книгу не стыдно посоветовать старшим, настолько она хороша. Пока Водолазкин рассказывает эту историю одного человека от рождения до самой смерти, читатель видит то деревенского знахаря, то семьянина, то монаха-отшельника, то Афанасия Никитина, ходившего за три моря, а в конце Лавр так и вовсе походит на земного отца Иисуса Христа. С каждым новым поворотом судьбы главный герой обретает новое имя, его характер развивается – вот он ещё мальчишка, собирающий травы, а вот принял обет молчания. В какой-то момент средневековая Русь даже обернётся «Именем розы» Умберто Эко, проскользнёт тень монашка Адсона. Иногда автор шутит, это прекрасно. Многие говорят, что вся книга напоминает житие святого, что не совсем верно. Жития святых обычно исключительно лаконичны: принял постриг, совершал богоугодное, преставился. Здесь же – путь человека, с ошибками и невзгодами. История врача. Читая «Лавра», можно случайно узнать всё про загадочную русскую душу и закрыть книгу с лёгким сердцем и светлой головой.


«В принципе, ответил старец, мне нечего тебе сказать. Разве что: живи, друже, поближе к кладбищу, ты такой дылда, что нести тебя будет тяжело».

Комментарии


...за вычетом Улицкой и Рубиной нет практически ничего, что можно было бы читать без филологической и психологической поддержки.

...экое у вас, однако, нежное литературное восприятие... :)


Получается, русская литература превратилась в женскую прозу. Вот чёрт.


...грустно, но предельно ожидаемо. Теперь основная задача - не допустить превращения женской литературы в русскую прозу...


виноват! ммм... не исправлюсь.


Русской литературы больше нет. Есть российская. А жаль.


Российской тоже нету. Есть русскоязычная.


И на литературу-то не похоже в большинстве своем...


Ну, без базиса не бывает надстройки. Нужно много-много порожняка, чтобы из него взросли цветочки.


Сравнение с Довлатовым, считаю обидным для автора (при всём моём уважении к Сергею, великим писателем он не был), а с Набоковым — чрезмерным.


Вот только непонятно почему там в средневековье из под снега весной пластиковые бутылки появляются...


Автор тем самым намекает про особое время в романе, что это не конкретное историческое время, а скорее слияние времен, вопрос о вечности, непреходящих истинах.