Больше рецензий

Blacknott

Эксперт

Взгляд из Улья

8 декабря 2022 г. 10:09

3K

4.5 Призрачная мистика сентиментальной истории

Красавица и чудовище. Парочка, любимая многими авторами. Взаимоотношения, которые точно не бывают простыми и чаще всего заканчиваются печально и мрачно. Особенность этой готической (по манере написания) драмы - до некоторого момента мистической и страшной, а потом с сентиментально растраченной интригой - несомненно место действия: огромное здание Парижской Оперы (Дворец Гарнье, построенный с с 1861 по 1875 год по приказу императора Наполеона III). Зрительный зал почти на 2000 мест, семь технических этажей вверх, пять вниз, плюс выдуманное автором подземное озеро и другие затемненные ходы и ниши, оставшиеся, якобы, после революционных бунтов времен Коммуны. Есть где развернуться Призраку.

Никто его не видел или думал, что видел, но... не увидел. Зато Призрака многие слышат. В том числе в его "арендованной" пятой ложе, куда он запрещает кому-либо другому приходить. И, ужас, если кто ослушается. Кто-то может погибнуть, упасть люстра, а главная прима представления начать... "квакать". Чтобы всем было все понятно, Призрак Оперы доходчиво доносит до директоров театра свои правила, дописанные красными чернилами в основной договор по управлению Оперой. Где в том числе прописаны и наглые условия денежных выплат!

o-r.jpg

Казалось бы, зачем Призраку реальные деньги? До поры, до времени кажется, что руководство Оперы водит за нос некий мошенник, а может и несколько в сговоре друг с другом. Но последующие таинственные события все больше намекают на мистичность происходящего. В центре повествования история любви, начавшейся еще с детского возраста, певички второго плана Криситины Дое и сына графа виконта Рауля де Шаньи. Девушка, у которой вдруг прорезался поистине ангельский голосок, по всякому скрывается от Рауля, говоря о том, что ей запрещает с ним общаться некий Голос, он же мистический Ангел музыки. Как позже выясняется, он же и Призрак Оперы.

И Призрак влюблен! В Кристину. Классический любовный треугольник: Призрак Оперы - Кристина - Рауль. Неуловимый, мрачный, жестоко обезображенный с самого детства Эрик (так зовет себя Призрак!), неимоверно талантливый музыкант обустроил себе секретное жилище на берегу подземного озера, куда и похищает певичку, шантажируя ее своими чувствами. По сути дела, ставя четкие условия: или стать его женой или... всей Опере конец (вместе с теми, кто в данный момент был на очередном представлении).

Пускающиеся в жуткие подземные поиски Рауль и его неожиданный помощник, странный человек, которого все звали Перс (и который прекрасно знал кто такой Призрак) не без неприятных приключений добираются до жилья Эрика и... Честно говоря, финальная часть книги просто начисто убивает весь мрачный готический шарм, сводит на нет всю таинственность и уникальность происходящей истории. Хотя, конечно, живущий на дне Оперы неведомый музыкальный талант не отнесешь к обычным вещам.

Не буду, естественно, раскрывать, как закончились выяснения отношений между главными героями, скажу лишь одно: редкая книга подобного жанра, когда в конце автор дает ответы на все (все!) заданные к книге вопросы. Вы узнаете всю историю самого Призрака Оперы. Откуда он взялся, где набрался стольких талантов, как скитался по всему миру (например, узнаете, что он делал в Нижнем Новгороде), как научился строительному искусству и умению делать потайные лазы, как развлекал маленькую султаншу при помощи шестиугольной зеркальной камеры пыток, как попал в подрядчики строительства Парижской Оперы и решил незаметно для всех встроить в план свое жилище.

Любопытно, что автор для написания своего романа использовал несколько реальных событий. В частности, историю об использовании скелета бывшего ученика балета в постановке Карла Марии фон Вебера "Фрейшютц" (в 1841 году), и люстра во время оперы "Хелле" в зрительный зал тоже падала (в 1910 году, из-за небольшого пожара на крыше расплавилась проволока, державшая люстру). Все это придало истории с Призраком особый интерес и слухи о нем долгое время сопровождали Парижскую оперу. Интересно, выплачивало руководство Оперы автору премии за подобный пиар?)) Хотя, в те времена, такие пересуды скорее бы оттолкнули посетителей. Кстати, при жизни автора "Призрак в Опере" был холодновато принят читателями и большей популярностью у Леру пользовалась его детективная серия книг о приключениях Рультабия (очередной "шерлокхолмсовщины").

Только позже "Призрак в Опере" стал настолько популярен, что по нему начали снимать фильмы, поставили один из самых известных мюзиклов в 1986 году. В 2004 году вышел фильм по мотивам этого мюзикла, где в роли Призрака Джерард Батлер (вот уж удивил), который я посмотрел. Я совсем не любитель "оперы-балета и всего, где поют вместо того, чтоб говорить", но кино очень красивое и совсем... не страшное. Даже Призрак почти красавчик с маской на пол лица. Да сами убедитесь, вот самая известная музыкальная тема из фильма:

o-l.jpg
03:31

И именно на эту тему сделано много коверов. Мой самый любимый и, наверное, самый лучший (имхо) - это версия финской группы Nightwish в версии 2006 года, где на вокале еще была неподражаемая и одна из моих самых любимых исполнительниц в жанре готик-рока Тарья Турунен. Девушка, талантливая от природы, воспитанная в лучших классических музыкальных школах, поет по мне так куда лучше, чем Кристина в оригинальном фильме.  

o-l.jpg
04:44

Комментарии


Кристина в оригинальном фильме вообще не поет, да и Призрак тоже. Напевают от силы. Ваш вариант куда интереснее! :))


Вот спасибо за рецензию - порадовали! :) Именно с "The Phantom Of The Opera" началась моя любовь к мюзиклам 15 лет назад: это было в Йоханнесбурге, в театре Montecasino. Шоу было поставлено Тревором Нанном, и это было нечто! С тех пор я посмотрела много мюзиклов, но "Призрак" - самый любимый.
А вот книгу я так и не читала...
У финнов очень мощная интерпретация, вы правы))