Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

5 декабря 2022 г. 17:41

3K

5 Я не человек, я нож!

Прямо сейчас у меня только один вопрос: почему я не прочитала этот роман раньше?

Впервые мне его посоветовала моя учительница литературы в выпускном классе. Я ознакомилась с аннотацией и решила, что да, это любопытно. Но так и не начала читать. И вот спустя десять лет я взяла книгу в руки. Меня зацепило с первых же страниц: обаяло описание Артура, очаровал ритм и язык письма, а последние 70-80 страниц я проглотила словно в лихорадке. Финал - ожидаем, но Войнич протаскивает читателя через мясорубку, то подтверждая ваши ожидания: “Да, это конец, спасения нет и быть не может”, то все же дразнит призрачной надеждой благополучного исхода. Увы, увы.

Образ Артура вызвал у меня максимально противоречивые эмоции. Девятнадцатилетний Артур, преисполненный романтических надежд на будущее, наивный, но добрый, весь какой-то светлый и невинный, вызывает несомненную симпатию. Природа его отношений с Монтанелли - первая интрига романа, разрешающаяся столь скоро и трагично. Артур, при всей широте своей души, совершенно не умеет читать людей, что становится причиной неумышленного предательства революционной организации, с которой он связан. Его арест, размолвка с Джеммой и последующее откровение о падре Монтанелли приводят к инсценировке собственной смерти и жестокому прощальному письму. Поступок, который я могу понять, но не принять. Юношеский максимализм, задетая гордость подтолкнули Артура к поспешному решению, которое искалечило не только его судьбу, но и омрачило жизни Джеммы и Монтанелли. Подвергшись суровым испытаниям, Артур возвращается в образе Овода - циничного, безжалостного, бесстрашного революционера. Он вновь борется за независимость Италии и словом (как карикатурист и памфлетист), и делом. Он вновь вынужден работать с Джеммой, которую он когда-то любил (и любит до сих пор). Да и его чувство к Монтанелли не угасло, лишь трансформировалась во взрывоопасный коктейль из собственнической привязанности, обиды, ненависти и жажды примирения. Этот Артур иногда вызывает отвращение, возмущение, но постепенно все же очаровывает. Примерно так же смотришь на бушующее пламя: оно опасно, легко может обжечь вас и даже убить, но завораживает. Недаром Овода сравнивают с дьяволом: он, кажется, может вскружить голову кому угодно. Сцена расстрела в финале сокрушительна по своей эстетической силе. У меня действительно бежали мурашки по коже. Вторая такая же сильная сцена романа следует прямо за ней - и это обличительная и полубезумная речь Монтанелли.

Итак, учитывая революционно-романтический пафос романа, совершенно неудивительна бешеная популярность книги (особенно в России). Войнич удалось создать яркий, хоть и болезненно-противоречивый образ борца и мученика. Овод умер, но будет жить вечно. Повествование держит в постоянном напряжении, умело играя на оголенных нервах. Критика христианства - резкая и вопиющая (чего только стоит одна цитата о боге: “Громче зовите! Может быть, он спит”) - производит сильное впечатление. Апогея достигает в сцене, когда Артур ставит Монтанелли перед выбором: он или религия, любовь к сыну или любовь к богу. Невозможный выбор для Монтанелли, что, как мне кажется, в глубине души Артур прекрасно понимал.

Роман этот несколько экзальтирован, герои его нередко хватают через край, эмоции и поступки доведены до предела, но именно этим и цепляет. И Артур, и Монтанелли вызывают одновременно и сочувствие, и негодование. Тяжелее всех приходится Джемме, о которой тоже необходимо сказать несколько слов. Она - революционерка, беззаветно преданная делу, женщина умная, волевая, бесстрашная. Очень жаль, что в книге ей уделено не так много внимания, ее образ все же больше раскрывается через призму отношений с Артуром. И все же женщина поразительно сильная.

Роман произвел колоссальное впечатление. Войнич определенно буду читать дальше.

Литературная экспедиция "Отважные исследователи мира" от группы "Читаем классику вместе". Команда фрегата "Авраам Линкольн".

KillWish