Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

19 ноября 2013 г. 15:14

88

4

Эта книга явным образом отличается от предыдущих книг этой серии. Если честно, вначале мне даже подумалось, что Мартин, устав от кучи несогласованностей и сонма авторов все-таки решил написать книгу в одиночку. Оказалось – нет, я ошибался. Просто теперь на весь коллектив авторов свалилась еще одна обязанность – встраивать в сюжет своих персонажей буквально по часам. А у Мартина прибавилось головной боли, по отслеживанию множества сюжетных линий.

Вместо нескольких различных по стилю и сюжету рассказов, часто притянутых к общему сюжету яркими белыми нитками, мы получили полномасштабный роман. Он напомнил мне «Игры Престолов» - множество сюжетных линий, пересекающихся друг с другом, свои цели у каждого из героев, внезапные смерти персонажей (правда, второстепенных – Мартин пока только тренируется и набивает руку). Все выглядит хорошо и целостно. Но все равно, недостаточно целостно для полного удовлетворения. Повествование при ближайшем рассмотрении рассыпается в мозаику. Спрессовать сутки в роман и показать события этих суток глазами разных участников события – слишком смелый замысел, даже для коллектива таких маститых авторов. То есть, за один час у двух разных людей произойдет две разные истории, у пяти – пять, а здесь их подобных персонажей гораздо больше. Это порождает ту самую мозаичность и главную проблему. Каждая глава – это один час, в который со всеми нашими героями что-то происходит. И каждый автор желает рассказать нам, что именно в этот час делает его герой. Это напоминает ролевую игру (по мотивам, которой, собственно и создан этот мир). Но так как это писатели, они не могут просто сказать – «Ну, в этот час мой персонаж отправляется спать» или «Целый час ищу траву для зелий». Каждый час все герои что-то делают, куда-то идут, испытывают эмоции и раздумывают о каких-то своих вещах, обсуждают проблемы. Короче говоря – каждый час происходит каша.

Нет, эта каша течет в одном русле, плавно подгоняемая общей сюжетной линией, она переносит пару важных для сюжета вещей, которые всплывают в разных потоках – записные книжки, потерянную родственницу, главного злодея. Изредка течение усиливается, и вещи попадают в хитрые сюжетные водовороты, перемешиваясь между собой. Но это все еще каша. Зачастую забываешь, что там такого важного было в прошлой главе. У кого сейчас эти важные предметы? В желудке аллигатора или в мусорном ведре? Или их кто-то уже несет к хозяину? Почему история этого персонажа начинается в мусорке? А куда девался этот персонаж? А да, его же съели в прошлой главе. Но после этого события нам уже успели рассказать еще три истории. В каждой из них было что-то нужное для запоминания и для развития истории другого персонажа, не столь важного сейчас. Так что лучше освежить память и вспомнить, кто и что именно там делал. Эти шли по канализации, эти убегали, этот что-то там искал. И так на каждой главе, каждый час. Неплохая гимнастика для мозга, согласитесь.

Калейдоскоп историй работает в полную силу. Все герои в этом потоке пересекаются, сталкиваются друг с другом, уводят важные вещи из под носа других, влияют на истории третьих. Это было бы хорошо и просто замечательно, если бы не такая концентрация героев и сюжетов. Да, каждый из них внес что-то свое в общую историю, но некоторые сделали это просто так, походя, в процессе решения каких-то своих не менее важных проблем. То есть теперь вместо ярких белых ниток для примотки сюжета, у нас нитки, совпадающие по цвету с основным фоном и не так заметные. И это уже радует.

Так же радуют герои. После проведенных за серией часов, многие из них уже хорошо знакомы. И то, что они продолжают развиваться вызывает исключительно позитивные эмоции. Правда это коснулось не всех. Тот же Йомен, на мой взгляд, так и остался калькой с Карателя, не смотря на всю важность для этой книги. Тахион стал более драматичным, что ли. Ну и продуманность героини Дженнифер с её способностью проходить сквозь стены и ответ на вопрос «а каким образом она не остается голой, в процессе» - не может не радовать. Как и развитие Несущего Гибель. Теперь в мозгах у этого персонажа появляется что-то похожее на чувства и мысли. Вот вам и изменение героя в произведении. Понятно, что выполнено это не особо изящно, но радует, да.

Одним словом – этот роман - большой шаг для всего цикла. Он выглядит куда более крепким и спланированным. Его читаешь и не боишься «А о чем будет следующий рассказ?» перед каждой новой главой. Если предыдущие книги можно сравнить с чем-то вроде реки Амазонки, которая разбивается на кучу протоков текущих в условно одном направлении (впрочем, какие-то могут течь и в противоположную сторону), эта больше похожа на обычную реку. Течет в одном направлении всей своей водной массой.

Если бы еще не такая огромная плотность событий и героев на один роман – было бы просто замечательно. Жаль, что не получится прочитать весь этот огромный цикл на русском языке. Было бы интересно, чем нас могут удивить авторы в очередной раз.