Больше рецензий

Lorna_d

Эксперт

Эмм... А какой вопрос был?

3 декабря 2022 г. 15:23

260

3

В течение долгого времени творчество Ричарда Матесона в моем активе было представлено одним - но отличным - романом «Я - легенда». Но продолжать знакомство не спешила - все-таки, я не большая поклонница чистых ужасов, а именно это и является отличительной чертой творчества писателя (про «Легенду» я думала, что просто повезло). Хотя, как выяснилось, есть у Матесона вещи и довольно обыденного, если можно так выразиться, содержания, но об этом будет позже и по порядку.
Сейчас речь об очень странном рассказе «Рождённый мужчиной и женщиной». Как раз тот случай, когда я осознаю, что читаю нечто жуткое, но совершенно не понимаю глубинного смысла, не понимаю, зачем я это читаю. И не понимаю, как на это написать хоть сколько-нибудь содержательный отзыв. Хотя, конечно, вру, посыл понятен: отношение общества в целом и конкретных родителей в частности к не таким детям.
Рассказ ведётся от лица именно такого не такого ребёнка. Причём, настолько не такого, что, пытаясь составить портрет этого… существа по единичным фрагментам, которых автор даёт до скудного мало, представляешь все, что угодно, но только не человеческое дитя. И вспоминаешь незабвенное создание Виктора Франкенштейна, добрая душа которого не смогла помочь монстру найти любящую семью, потому что все осложнялось отвратительной внешностью.
И все понятно, каждому существу нужны любовь и тепло, а ребёнку это нужно вдвойне, втройне - любовь, внимание, забота любящих родителей, общение с братьями и сёстрами, если они есть. И если ребёнок отличается от остальных детей, это совершенно не причина для его изоляции, для того, чтобы делать из него изгоя.
Но… возвращаясь к внешности данного конкретного ребёнка - я даже не понимаю, почему рассказ назван именно «Рождённый мужчиной и женщиной», если автор нарисовал того, кто вряд ли мог быть дитем человеческим. И это сильно сбивает с толку и… не то чтобы сводит на нет, но определенно несколько умаляет жуткое впечатление от того, в каких условиях содержится это дитё. И - сейчас прямо чувствую себя монстром - не могу избавиться от некоторого сочувствия родителям. Хотя подвал и цепь - это действительно слишком и этот момент - жутко противоречивые чувства, которые вызывает рассказ, меня совершенно сбивает с толку.
А может быть, Матесон и стремился именно к такому эффекту, чтобы шаблон совсем на разрыв? Но зачем?..

Читаем классику вместе - Литературный турнир v.2.0. Тур 4

Комментарии


Стало любопытно, пошла гуглить инфу. Почитала на английском про этот рассказ. Во-первых, его называют фантастическим (science fiction), а во-вторых, это одно из ранних произведений (автору было 22 года) и первое проданное. Кстати, интересно посмотреть на варианты переводов названия, включая на другие языки (на французском рассказ носит название "Дневник монстра").


Ну вообще да, это фантастика, но, как по мне, это ужасная фантастика - в смысле, с жутиками, как всякие там Чужие и Хищники)
Кстати, «Дневник монстра» рассказу лучше подходит, чем авторское название))))))


Кстати, «Дневник монстра» рассказу лучше подходит, чем авторское название))))))

С названиями такое бывает. :)


А ещё у рассказа есть продолжение, написанное другим автором. В английской Википедии есть короткое изложение:

спойлер
Дитя-монстр убивает родителей. Его сестра не расстроена и прячет его. Объявляется бабушка со стороны матери, и всё переворачивается с ног на голову - в подвале оказывается сестра (ибо "она не такая как мы"), а монстр становится любимым ребёнком. Бабушка сообщает его имя, из которого следует, что оно женского пола.
свернуть

Как ты глубоко накопала)))) Любишь ужастики? Или творчество Матесона?))


Ой, у меня несколько извращённые отношения с ужастиками. Я их не люблю. Но признаю, что иногда попадаются интересные сюжеты. Поэтому я нередко нахожу в сети краткие пересказы произведений или фильмов из жанра "ужасы", а сами их не читаю и не смотрю. :)


Ну да, очень занятные отношения:)