Больше рецензий

snoomrick

Эксперт

Мантоед-эклеролог

3 декабря 2022 г. 06:20

12K

3.5 Спойлер А вы свободны?

В начале уже далекого 1998 года, будучи в гостях и страдаемый бессоницей на новогодних праздниках, сел смотреть в час ночи фильм "История О" по телеку. В общем, тот фильм мне показался какой-то социальной драмой: какая-то интерпретация "На дне" Горького. Ну да, примерно так и есть - семья бедных людей, скитающаяся от одного съемного жилья подешевле до другого. Все жилье одинаково - как правило, цокольный этаж дома или подвал.
Батя бухает, мама страдает. Чтобы выжить как-то и облегчить нагрузку на семейный бюджет, старшая сестра уходит трудиться в публичный дом. Братик помогает семье, занимаясь поиском денег. Однажды, правда, О, главная героиня, замечает, что он, похоже, торгует своим телом. Ну и в фильме нет того, что есть в книге. По крайней мере не могу припомнить. Что-то такое, похожее на события в книге, начинается с последними кадрами и занавес.
Ну и собственно, дальше пошла книга. Позвольте спойлернуть, уважаемые читатели.
Сам сюжет прост и банален и годится в качестве пособия по воспитанию послушного раба:

спойлер

Некий господин по имени Рене, желая упрочить отношения со своей дамой (О), привозит ее в замок, где будет проводиться ее воспитание плетью.

ей нравилась сама идея истязаний, но, когда ее истязали, она была готова предать целый мир, только бы пытка прекратилась; а после того, как это все заканчивалось, она была счастлива оттого, что ее мучили, и тем сильнее было ее удовлетворение, чем жестче и продолжительнее были мучения

Далее, когда курс завершен, Рене запросто дарит О другом господину по имени сэр Стивен. Как какую-то вещь. При этом, Рене продолжает любить О.
Он начал с того, что ей вовсе не надо считать себя отныне свободной. Она свободна, если она его не любит, и может тотчас же расстаться с ним. Но если она продолжает его любить, никакой свободы нет, она ни от чего не освобождена

Если в замке воспитание плетью был первый уровень, то со Стивеном будет второй уровень. Воспитание строже и идет моральное давление на главную героиню.
Разобравшись в своих ощущениях, О должна была бы признаться самой себе, что волнение ее вызвано не тем, что она впервые стоит обнаженная в этой комнате не перед Рене, не местом и временем происходящего, а все той же причиной — она подчинена чужой воле. И подчинение это волновало ее тем сильнее, что теперь не было ощущения таинственности и потаенности места, не было ночи, схожей с кошмарными сновидениями, не было утешительного сознания разницы между испытаниями Руасси и прежней и предстоящей жизнью с Рене.

О, конечно, нравится "играть" с сэром Стивеном. Ведь пытки это здорово, да и новые ощущения. Но бедняжка уже путается в отношениях.
Я люблю Рене, — проговорила О.
— Вы любите Рене, но хотите тем не менее меня, — возразил сэр Стивен

Третий уровень - это уже высший пилотаж. Чтобы зацементировать отношения с О, Стивен отдает главную героиню на курс перевоспитания для продвинутых. Выпускная работа - ставят клеймо на ягодицах и во влагалище О вставляют тяжелые железки, чтобы при ходьбе был звон.
Бедняжечка моя, я не решалась тебе сказать: ты будешь клеймена железом. Позавчера сэр Стивен прислал все, что для этого нужно
ужасе, почти теряя сознание, О ощутила на своих ягодицах руку Анн-Мари, указывающую места, куда должны быть наложены клейма, услышала свист вырвавшегося из горелки пламени и во внезапной тишине звук закрываемого окна

Четвертый уровень - привести в секту нового человека. О зовет жить к себе коллегу. Потихоньку ее соблазняет. И тут в О влюбляется младшая сестра коллеги, которая просто адски хочет попасть в секту, чтобы быть избитой и насильно удовлетворенной, несмотря на свой юный возраст (15лет).
Раз тебе не хочется меня целовать, — вдруг оживилась Натали, — то можешь меня бить, если тебе будет приятно

свернуть

Читая строки спойлера у человека возникнет ощущение, что там порнухи выше крыши. Нет. Порно, какую зритель привык видеть - гениталии крупным планом во время соития, побочные и конечные продукты во время актов, звуки и атмосфера - этого практически нет. Все завуалировано или отдельные краткие эпизоды актов не сильно детально описываются. Что-то похожее на сцены из книги про Эмануэль идет в четвертой части. Но эта книга не про порно и не о порно вообще.
Мне вообще в начале показалась она готическим романом. Ведь О привозят в замок, весь антураж сделан в стиле 16-18 веков и с доминированием красного и черного цветов. И я прям вспоминал виденный в заставках вот этот замок.
картинка snoomrick
Ну да ладно. Прочь порно, латекс и прочий БДСМ.
В "Истории О" есть интересная философская мысль. Это размышление о свободе.

единственный вид свободы, к которому мы по-настоящему чувствительны, - это свобода, приводящая другого в состояние рабства.

А подчинение себя - это свобода? Ну если при подчинении ты отдаешь хозяину/мастеру не только свое тело, но и разум, то вполне.

абсолютное подчинение воле другого (как это случается делать мистикам и влюбленным) несет в себе определенное величие и даже радость; это радость видеть себя (наконец-то) избавленным от своих собственных желаний, интересов и личных комплексов.

Просто я полагаю, что это абсолютно невозможно. Ведь нужно просто употреблять постоянно какие-то вещества и при этом хорошо видеть и иметь четкую координацию движений, чтобы подходить под это определение.
Другая тема, которую можно увидеть, это уже классический тренд эмансипации женщины. Предоставление женщинам прав не только выполнять какую-то рутинную работу по дому, но и чего-то большего.

Ведь перед нами в конечном счете признание женщины. Признание в чем? В том, что женщины запрещали себе во все времена (и сегодня больше, чем когда бы то ни было), и в том, что мужчины во все времена ставили им в упрек, а именно: что они неизменно, всегда и везде подчиняются голосу своей крови; что все в них есть пол, вплоть до самого их сознания.

Послевкусие: книга оставила с кучей философских вопросов о понятии свободы и несвободы, что нужно зарываться дальше. Если есть какие-то рекомендации, что почитать на эту тему, то дайте знать.

Ветка комментариев


Все верно. Но в книге дается немного извращенное понятие свободы в унисон к бэкграунду книги. Поэтому порождает кучу вопросов. В том числе: а свобода ли, когда ты не чувствуешь тела? А станешь ли сильнее любить, когда любимый тебя истязает? Конечно же нет. Но кто-то может подумать иначе

Ну кто угодно может, что угодно написать в книге )) Надо понять, есть ли логика в высказываниях автора. Я пока её не увидела, даже авторской логики. Просто набор слов. Может, у неё есть какие-то более очевидные аргументы?


Про станешь ли сильнее любить, когда истязают, всё логично. Станешь, если у тебя в мозгу что-то перемкнуло. Стокгольмский синдром, например.
А про свободу непонятно, что она имела в виду.