Больше рецензий

ilya68

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 ноября 2022 г. 21:42

750

3.5 Эта коммунальная, коммунальная страна

По утрам гремят посудой, собирается братва.
Тётя Маша варит кашу, ждёт Гюльнару бастурма,
Цукерман мацу заводит, Гоги делает шашлык,
А оленевод Бельдыев - строганину и балык.

Группа "Дюна"

Специально не выбирал, но так уж получилось, что следом за "Колесницей Джагарнаута" Шевердина настал черед книги другого русскоязычного писателя из Узбекистана Михаила Гребенюка.

Гребенюк является автором целого цикла произведений об Отделе милиции Янгишахарского горисполкома, объединенных местом действия, но с разными главными героями.

Началось в шестидесятые годы с небольшой трилогии о следователе Наталии Бельской, потом вышла повесть "На участке неспокойно", а спустя какое-то время появился ряд повестей о Тимуре Азимове.
Свое знакомство с творчеством Гребенюка я начал с переизданных в одном томе "рамки" обоих ранних произведений писателя об Янгишахарском отделе милиции. О них и пойдет речь ниже.

Не являясь в принципе поклонником милицейского детектива, остановил я свой выбор именно на этих произведениях, так как они как таковой и не преподносились.

Начинается трилогия о следователе Наталии Бельской как довольно заурядный криминальный роман. Впрочем, если оставить простенькую детективную составляющую, то нечто весьма необычное в книге есть. Все-таки противоборство следователя-женщины и преступника-мужчины, которых в прошлом связывали близкие отношения, не закончившиеся бесследно, явление в литературе довольно редкое, мне ранее такого встречать не приходилось. Сам триптих состоит из совершенно разноплановых произведений. Первое - рассказ в рассказе, где рассказчиком выступает сама Бельская, вторая часть - ее же дневник, а третья, которая заканчивается гибелью главной героини, ведется от третьего лица. Наиболее интересной показалась - самая небольшая- вторая часть. Попытка показать внутренний мир женщины, занимающейся работой, которую принято называть мужской, в любом случае, на мой неискушенный взгляд, заслуживает внимания. В целом же получилось достаточно неплохо, где-то на четверку.

Второе произведение сборника - приличного объема повесть "На участке неспокойно" - написано совершенно в ином ключе. Детективная интрига в книге практически отсутствует, ну нельзя же за таковую считать инсценировку ограбления склада, совершенную родственником начальника отдела милиции, который и пытается с одной стороны того отмазать, а с другой перевести стрелки на невинного человека. Вот собственно об отношениях внутри милицейского коллектива на фоне его работы эта книга рассказывает. В чистом виде производственный роман.

Талант автора великим назвать никак не получится, но читается произведение легко и с интересом. Само название повести задает направление развития сюжета - работа участковых милиционеров и организованной ими народной дружины по поддержанию порядка на вверенной территории. Коллектив, как и сама страна, многонациональный, основными героями являются лейтенанты Сергей Голиков и Лазиз Шаикрамов, дружинники Василий Войтюк и Рийя Тамсааре. Русский, узбек, украинец и эстонка(автор называет ее латышкой, впрочем единожды). Причем Гребенюк всячески подчеркивает этническую идентичность героев, не ограничиваясь одними фамилиями. Это проявляется и в разговоре, и в специфике домашней обстановки, с которой читатель будет познакомлен по ходу действия. Возможно сегодня это смотрится как сказка, или фантастика, но ведь так и было на самом деле. Люди со всей страны ехали строить и развивать производство хоть в Прибалтику, хоть в Среднюю Азию, хоть в Сибирь, да хоть в Казахстан поднимать целину. И, что важно, везде чувствовали себя, как дома. Да, зачастую с бытовыми проблемами, но общими для всех. И даже если в те времена и были в виде исключения какие-то относительно небольшие трения, это не шло ни в какое сравнение с той вакханалией, которая пришла с наступлением неверно понятых "свободы и демократии".

И, к слову сказать, последнее, что сейчас нужно делать, это, ранее просадив в пьяном угаре большую часть построенного дедом дома, обвинять деда в том, что он неправильно распланировал в том доме комнаты.

Сама повесть достаточно острая и проблемная. Никакой благостности здесь, как впрочем и в трилогии о Бельской, и близко нет. Во всяком случае в приукрашивании действительности автора упрекнуть сложно.

И одна из главных нашедших отражение в книге проблем - пьянство.

Пьют практически все. Пьют антиобщественные элементы и работяги, пьют рядовые милиционеры и их начальство. Пьют пиво, пьют водку, пьют пиво с водкой. Некоторые по долгу службы борются с пьянством. Но в перерывах между раундами тоже пьют.

Женщины пытаются бороться за своих мужчин, но получается у них это не очень, хорошо хоть сами в книге не пьют.
Другой бич - кумовство, которое не миновало, как уже замечено выше, и самую верхушку отдела милиции. Начальник (да, он из местных) и холуев вокруг себя собрал, и родственника от ответственности спасти не гнушается.

Городок сам по себе небольшой, практически все друг друга знают, даже имена всех хулиганов и прочих асоциальных элементов у каждого на слуху. Собственно работа дружинников и участковых милиционеров помимо поддержания общественного порядка предполагала и предупреждение преступлений. Было ведь время, ходили участковые по домам и квартирам, просто даже ради первого знакомства, сам такое еще застал. На фоне этой рутины главные герои стремятся наладить и личную жизнь. Значительное место в повести уделено отношениям Сергея Голикова и медика Кати Мезенцевой, Рийи и Василия, Лазиза и Шазии Хасановой. Да и внутренние противоречия в отделе будут обостряться по ходу действия.

Правда в роли Deus ex machina выступит заинтересовавшаяся этим конфликтом партийная организация, которая и наведет в итоге порядок в управлении - коррумпированного начальника, впрочем без особой помпы, снимут.

Теперь о слабых местах книги. Автор имеет весьма скромное представление о милицейской работе. В общем-то это мне было очевидно уже после его первой книги о Бельской. Герои ведут себя по большей части удивительно по дилетантски, что не извинительно. Например, следователи могут лишь в конце расследования внезапно выяснить, что у подозреваемого уже была судимость. Сравнивать мне есть с чем, и далеко ходить не нужно, на ум сразу приходит недавно прочитанная дилогия Рашида Кешокова, проработавшего в органах два десятилетия, что чувствуется в его повествовании во всем.

Тем не менее, как уже сказано, главное достоинство книги - это не детективная линия, а бытописание и рассказ о человеческих отношениях.

И поставил бы я книге твердую четверку, которую она, как мне казалось, по ходу чтения, вполне заслуживает, если бы не еще один момент. А именно - концовка. Да, очень коротенько и сухо автор нам поведает об финальных пертурбациях в отделе, любовная линия Сергея и Кати разовьется до закономерного положительного итога, и на этом все. Я готов простить то, что Гребенюк на самом интересном месте оборвал "производственную" линию, когда милиция по сигналу(опять же не раскрывается от кого, хотя автор очевидно пытается этим интриговать читателя) должна брать главного местного плохиша при попытке ограбления ювелирного магазина. Хотя это тоже не правильно. Любовь любовью, но в любом служебном романе должен быть подведен, хотя бы лаконично, и итог работы, которая является фоном. Будь то составление отчета, над которым герой бьется всю дорогу, или проектирование самонадевающихся галош, приносящее герою дополнительные заботы помимо сердечных треволнений.

Но вот чего я не готов простить, так это неясность дальнейшей судьбы едва ли не самого симпатичного персонажа повести Жана(Ивана) Мороза, которого с подачи коррумпированного начальника арестовывают прокурорские за преступление, которое тот очевидно не совершал. Происходит это после того, как местные следователи настаивают на его невиновности. На этом читатель с Жаном и расстается и больше о нем в книге не будет ни слова.

Да, после этого снимут начальника, но для меня это не означает автоматического оправдания Мороза, тем более что о завершении дела об ограблении(или инсценировке оного) склада ничего сказано тоже не будет. А вот это всё вместе уже непозволительно. За это (минимум) полбалла долой. С читателем так обращаться нельзя. Вообще впечатление, что в республиканском издательстве, куда Гребенюк принес свою работу, не оказалось хорошего редактора, который смог бы помочь начинающему автору довести книгу до ума. Об этом говорят и попадающиеся иногда в тексте неряшливые моменты.

В общем, книга сама по себе неплохая, но (главным образом в концовке) сыровата. Хотя в любом случае времени на нее потраченного не жалею. Повести о Тимуре Азимове пока читать не планирую, они судя по всему ближе к классическому милицейскому детективу, а это, как я имел возможность убедиться, не самая сильная сторона автора.