Больше рецензий

26 ноября 2022 г. 07:46

525

4.5 ПРЕКРАСНОЕ ЧУДОВИЩЕ

Слышали ли вы когда-нибудь о таком когнитивном искажении как гало-эффект? Оказывается, экспериментально доказанно, что людям с привлекательной внешностью мы склонны приписывать социально важные и желаемые черты личности. Красивого человека гораздо легче наделяют предполагаемым умом и добротой, чем человека с непривлекательной внешностью.
Возможно, из-за этого в искусстве так любят противопоставлять внешность героя и его моральные качества. К примеру, «Собор Парижской богоматери» с его Квазимодо, безобразным снаружи и красивым в душе. Противоположностью же горбатому звонарю выступает герой романа «Портрет Дориана Грея». Прекрасный юноша, любуясь своим портретом, опечаленный будущим увяданием своей красоты, приближением старости, возжелал, чтобы портрет дряхлел вместо него, а он навсегда оставался молодым. Этой роковой мечте фантастическим образом суждено было сбыться. И сколько бы лет не прошло, какой бы развратный, порочный образ жизни не вел Дориан Грей, сколько судеб бы он не погубил, его лицо навсегда оставалось молодым и невинным. Портрет же, как отражение его души, принимал отвратительный вид, дурнел, гнил и старел.
На первый взгляд может показаться, что «Портрет Дориана Грея» описывает моральное падение изначально прилежного юноши под влиянием порочных идей его друга лорда Генри. Однако, на мой взгляд, семена любых, даже самых сильных идей, не могут прорасти в неплодородной для них почве. А почва у молодого лорда была поистине плодотворна – ранняя потеря родителей, воспитание жестоким дедушкой, получение большого наследства после его смерти, внезапный выход в общество, полное соблазнов. Дориан Грей не проникся бы так словами своего греховного наставника, не стал бы воплощать в жизнь его идеи, если бы они не были так удобны и привлекательны для него. Хотя бы то, как поступил главный герой со своей «любовью» Сабилой Вэйн доказывает, что он изначально не был склонен к глубоким чувствам. Трагедия, виновником которой он стал, для него лишь красивый поворот событий, новое ощущение.
«Только людям ограниченным нужны годы, чтобы отделаться от какого-либо чувства или впечатления. А я человек, умеющих собой владеть, способен покончить с печалью также легко, как найти новую радость.»
Чужая жизнь для Дориана Грея – это прихоть, игрушка, которую можно выбросить, когда она наскучит. Его поиск наслаждений можно было бы оправдать, нет ничего предосудительного в стремлении взять от жизни, как можно больше. Но это желание становится преступным тогда, когда начинает затрагивать судьбы других людей.
Произведение Оскара Уайлда, как я люблю, собрало целую коллекцию интереснейших персонажей, за похождениями, диалогами и мыслительными процессами которых невероятно увлекательно наблюдать. Поэтому внимания читателя достоин не только главный герой, но и его друзья - аристократ Лорд Генри Уоттон и художник Бэзил Холлуорд. Первый выступает в романе в качестве змея искусителя, Мефистофеля для Дориана Грея. Именно он заразил главного героя идеями гедонизма, сподвиг искать во всем наслаждение.
«Единственный способ избавиться от соблазна — поддаться ему».
На мой взгляд, Лорд Генри интересен тем, что он является скорее теоретиком и проповедником. Мы часто видим на страницах романа его шокирующие изречения, которые полны сексизма, цинизма и себялюбия. Однако каких-то его безнравственных поступков описано Уайлдом не было. Из-за чего у меня возник вопрос: настолько ли лорд Генри плохой, насколько он хочет казаться, или его речи произносятся лишь в эпатажных целях, а он сам не лишен добродетели?
Если на левом плече Дориана Грея можно представить лорда Генри, то на правом самое место художнику Бэзилу Холлуорду. Он пытается воззвать к его совести после трагедии с Сибилой Вэйн, оппонирует речам Генри Уоттону и до последнего надеется, что слухи о главном герое – это наглая клевета. Художник чрезвычайно привязан к Дориану, он пылает к нему не только романтической любовью, но и видит в нем идеал красоты и человека. Вложив всего себя в портрет, Бэзил сделал его нечто большим, чем просто картина, наделил его мистическими свойствами.
Изучение мыслей героев произведения, идей, заложенных автором, рассуждений на тему искусства, общества, не было бы столь интересным, если бы не его интригующий и завораживающий сюжет. Роман, написанный больше столетия назад, продолжает держать в напряжении современных читателей различных возрастов, заставляет дальше перелистывать страницы, чтобы узнать, какие еще злодейства совершит Дориан Грей, остановит ли его брат Сибилы Вэйн, что станет с магическим портретом.
«Портрет Дориана Грея» одни литературоведы относили к романам воспитания с моральной притчей, раскрывающей пороки светского общества. Другие называли безнравственным произведением, написанным распущенным автором содомистом. И те, и другие утверждения кажутся мне дротиками, попавшими в молоко. Ведь в предисловии к роману автор всячески открещивается от звания моралиста, говоря о том, что «искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Оскар Уайлд, садясь за написание своего вечного романа, вряд ли стремился доказать моральные истины и изобличить злодейства. Порок и добродетель – это лишь материал, основа для его творчества.
«Нет книг нравственных и безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все. …Для художника нравственная жизнь человека – лишь одна из тем его творчества».
Великолепное произведение, вызывающее споры и порождающее обсуждения до сих пор. Думаю, Оскар Уайлд был бы этим доволен.