Больше рецензий

24 ноября 2022 г. 23:45

439

3 Спойлер Скандалы, интриги, расследования в космических империях

Очень красиво написанный и одновременно - необыкновенно нудный роман, в котором крохи сюжета полностью потеряны в стилистических кружевах.

Лично мне читалось мучительно тяжело, потому что, божечки-кошечки, как это было скучно. Этой книгой можно лечить бессонницу: читая её, практически невозможно бороться со сном. На каждое какое-нибудь действие, когда кто-то куда-то двигается хотя бы каким-то образом, приходится сто страниц полной стагнации и размышления о композиции в поэмах.

Большую часть повествования представляют бесконечные дворцовые церемонии, чтения стихов, духовные терзания о величии империи и перечисление цветов одежды. Сюжетных событий примерно три: смерть предыдущего посла, прибытие нового и завоевательная кампания империи, которая оканчивается, не начавшись, потому что внезапно рядом с человеческим космосом откапываются какие-то хищные инопланетяне. Попутно ещё вяло идёт повествование о технологии подсадки прежней личности в живого носителя, чтобы сохранять самые ценные знания, и эта технология может попасть в руки императора, чтобы сделать его истинно бессмертным.
В принципе, сама по себе концепция о бессмертии путём копирования потенциально была интересна, но развита она никак. Император умирает без резервной копии, ну и... Всё?
И всё.
То есть, я пятьсот страниц мучилась вот этим вот всем чисто для того, чтобы в итоге получить красивое ничего: войны не будет, дворцового переворота не случилось, бессмертной династии не началось, император поменялся ровно так, как старый захотел, про инопланетян ничего не рассказали, посол отбыла обратно на свою станцию.
Так много вопросов, так мало ответов, главный из которых - зачем.

"Память" - это как будто какая-то попытка сделать ПЛиО в космическом антураже. При этом и космический антураж выписан очень халтурно, и интриги, как бы их там не расхваливали персонажи внутри книги, остановились на уровне недорогих турецких сериалов.

Красивый, возвышенный, глубоко художественный мир проработан настолько слабо, что даже додумать ничего не получается: вводных не хватает. Какие-то станции, какая-то империя, какие-то врата, никаких подробностей, кроме того, в какую мантию был одет очередной министр.
Почему мадам посол всё время думает про аллергию? Почему люди империи так сильно биохимически отличаются от людей не-империи? А если не сильно, то в чём проблема? Почему произошло разделение на станционников и нет? Как давно империя вышла с Земли? И с самой Землёй что? О, а люди из невесомости - это кто? Почему про них было упоминание в одном предложении, где они живут, зачем, почему, для чего? Какие именно проблемы империя собирается решить расширением - только политические? Что с экономикой? За счёт чего живут? Что за фиксация на солнце и золоте? Кому они поклоняются в храме? Как выглядит местная религия?

Я даже уровень технологичности не смогла пронзить: тут есть какая-то "облачная привязка", есть какой-то ИИ, вроде ещё есть какие-то биологические нейронные сети, способные сделать борганизм из местной полиции, но при этом письма отправляются, зашифрованные стихами и координатами.
Ага.
Межзвёздные врата есть, а квантового шифрования нет.
И "облачную привязку" для посла надо заводить сто лет, хотя в современном неполноценном киберпанке биометрию можно снять за десять минут и добавить её в систему ещё за пять. Объясняется тем, что "город ещё не знает". А рассказать городу не судьба?
Интересненько.
Нет, ну ладно, всякое бывает.

Но почему? Я могу понять и принять всё, что угодно, но где-то должна быть причина!
А ни почему, и вообще, почитай лучше ещё километр дворцовых реверансов.

Да за что...

Но, конечно, больше всего меня к финалу мучил очень забавный вопрос: если имаго-аппарат, на чьей повторной интеграции вытягиваются те три строчки сюжета, что здесь существуют, можно вывести из строя случайным взглядом, то есть, поскоблив ногтями по контактам, то почему второй имаго-аппарат не вышел из строя, когда его в карманах таскали два разных персонажа, попутно ещё успев намочить в пруду? Ни слова про то, что у персонажей был какой-нибудь условный вакуумный контейнер, не, его главная героиня просто жестом фокусника из кармана достаёт, отряхивает от пыли и такая - "вживляйте".
Попробуйте пронести в кармане что-нибудь сложнее конденсатора и потом это впаять; а тут как бы целый кибернетический чип, сверхчувствительный и хрупкий до разваливания от первого чиха, что сама автор и показала.

Я прочитала, что автор - специалист по Византии, и это, конечно, очень здорово, автор молодец, занимается научной работой и всё такое, но мне всегда казалось, что в художественной книге основа - это всё-таки сюжет. (Наивненько, знаю.) Не стилистические украшательства, а сюжет - ну или хотя бы философская идея, вокруг которой навешали красивых изречений, которые можно на цитаты разобрать. Для остального, например, если хочется поделиться любимым периодом империи с широкой общественностью, есть научпоп.
И вот ладно, сюжета не нашлось, всё замешано на том, с кем, как и почему спал император, но, может, хотя бы идея? А, нет, опять про этичность переноса сознания из оригинала в клон, который не давал на это согласия, и бессмертие у абсолютного монарха, и оно по итогу отваливается само собой.
Чего-то ещё нового для себя я в книге не обнаружила. Сращивание двух личностей сильно интереснее было обыграно во "Взломанных небесах"; про галактическую империю и интриги на её фоне не писал только ленивый, но в какой-нибудь "Взаимозависимости" это было значительно свежее.

Роман не назвать откровенно плохим, у автора есть определённые достоинства: как минимум, она чудесно умеет выписать красивую картинку, но лично мне этого недостаточно. А именно способности прописать интересно в сюжете и идеях у автора, на мой взгляд, нет вообще.
Вряд ли буду читать следующие книги цикла, и с этой достаточно намучилась.

PS Страшно хочется разгадать, какими же параметрами руководствуются жюри Хьюго. С каждым разом это становится всё загадочнее.