Больше рецензий

serovad

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 ноября 2013 г. 14:39

2K

4

Тут есть спойлеры

Не иметь будущего — это почти то же, что не подчиняться земным законам.


Много-много-много-много-много разговоров. Такое ощущение, что бедняга Клерфэ стремится проговорить наверстать те месяцы, что он молчал на войне, а Лилиан – что молчала в санатории. Так и подмывало крикнуть в никуда – «вы молчать умеете»?

Книга замечательная, книга глубокая, книга острая до слез. Но эти бесконечные разговоры – как они ее портят! Впрочем, однако же, позволю себе некоторое сравнение. Чуть ли не из каждого диалога можно выдернуть изюминку на цитату. Множество других мировых произведений тоже под завязку напичканы разговорами. «Анна Каренина», например. И читается легко. А вот стоящую цитату еще поискать нужно.

Итак, еще одна вечная тема – тема скорой смерти по версии Ремарка. Кому из нас не приходила в голову мысль, «а как бы я повел(а) себя, если бы мне сказали – тебе до смерти осталось всего столько-то». Список ответов известен. «Путешествовать». «Пожить в тишине». «Посвятить себя семье». «Попробовать все запретное». «Попробовать все то, чего не успел в жизни».

Лилиан Дюнкерк, подтачиваемая туберкулезом, выбирает самый простой вариант – «Просто пожить». А чем он хуже других? Тем более, если рядом есть человек, с которым хочется пожить, и у которого еще полжизни впереди.

Как бы не так! Он умрет раньше нее!

...почти все, чем мы владеем, нам дали мертвые... наш язык и наши знания, способность чувствовать себя счастливым и способность приходить в отчаяние. И вот, надев платье мертвеца, чтобы вернуться снова к жизни, я понял, что все, в чем мы считаем себя выше животных — наше счастье, более личное и более многогранное, наши более глубокие знания и более жестокая душа, наша способность к состраданию и даже наше представление о боге, — все это куплено одной ценой: мы познали то, что, по разумению людей, недоступно животным, познали неизбежность смерти.


На самом деле, самое интересное место в книге начинается с того момента, как Клерфэ, разбившейся в автогонках, умирает, и с этого места описываются лишь то, что ощущает и воспринимает Лилиан.

Сколько подобных сюжетов в литературе описано, а вот поищи ка такое произведение, чтобы эта моральная напряженка тебя покалывала со страниц, словно током.

Клерфэ умер, но на самом деле это у Лилиан закончилась жизнь. Все что осталось ей до смерти – это уже подделка жизни.

Роман полон этакой тонкой философии о жизни, о любви, о мужчинах и женщинах, прошлом, настоящем и будущем. И о том, что надо это все ценить, пока оно есть, и жить чувствами, ибо...

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав


P.S. Могу ли вместо слов благодарности за хороший совет посвятить этот отзыв? Почему же нет? Ведь посвящают люди людям книги, неужели отзывы лишены такой возможности? Посвящаю сей отзыв замечательному человеку Марии Лукьяновой с глубочайшим признанием, за то, что без нее бы я и не подумал читать «Жизнь взаймы».

Комментарии


Книги Ремарка прекрасны и глубоки) Рецензия ещё больше сподвигла в ближайшее время взяться вновь за его творчество.


Интересный вывод напрашивается: красоту жизни обеспечивает неизбежность смерти. Но человек до сих пор не знает, что такое смерть. Ничто как источник чего- то, пустота полнее полноты... Такие вот софистические упражнения у меня получаются.
Спасибо. Рецензия была интересна. Когда у меня самого найдётся время для Ремарка - не знаю, но буду изыскивать.


Ищите . Не пожалеете, если найдете


Очень понравилась рецензия спасибо! Во всем с Вами согласна, единственное, мне разговоры не казались лишними - но это из-за моего пола наверное, мы, дамы, любим разговоры)


Мне лично никогда Ремарк особенно не нравился (надеюсь, что после этого заявления в меня не полетят гнилые помидоры). Я объяснюсь. Чем больше я его читаю, тем меньше верю в диалоги его героев. Я могу представить себе мужчину, который прошел через войну, через эмигрантскую политику, через все сложности, которые встают на жизненном пути молодого мужчины во время войны, научившегося рассуждать, так, как это делают герои Ремарка. Но чтобы такой мужчина смог встретить девушку себе под стать (часто гораздо моложе, чем он), способную играть в его софистические игры, терпеливо выслушивать его странные монологи и отвечать на них своими, не менее странными и тоже полными софизмов, в это поверить очень сложно. Мне, по крайней мере. Я не могу понять откуда это все берется у них. И даже если на то все-таки есть свои причины, которых я не вижу и не способна понять от собственной глупости, почему они не боятся делиться друг с другом такими мыслями, на которые сложно ответить. Разве им не страшно поделится чем-то таким сокровенным, неоднозначным, неопределенным, чем-то, еще не до конца осознанным даже наедине с собой, и не получить на это никакого отклика или остаться непонятым? Ведь это приведет к краху их отношений. Рано или поздно, но приведет.
И еще... Мне всегда казалось, что ирония "Жизни взаймы" заключалась в том, что мы все напряженно ждем смерти Лилиан, а умирает Клерфэ. И Ваша мысль, что со смертью гонщика закончилась жизнь главной героини, заставила меня совсем по-другому посмотреть на это произведение. Но все же... "Жизнь взаймы"... кто же у кого взял в долг?


Это даже не коммент, это отдельный отзыв. Отлично сказано.


Спасибо большое! ;)


а я вот так и не поняла, любила ли Лилиан Клерфе

согласна с тем, что самое интересное в книге начинается после смерти Клерфе, ну лично для меня... эти появления алчной прущей напролом сестры Клерфе, эти неприятные уточнения насчёт деталей похорон, какие-то фразы-уколы от гонщиков, докторов и тп - это всё такая правда и в наше время. И остаётся вопрос на повестке дня - любила ли Лилиан Клерфе? Думаю, она больше него любила жизнь, она предпочла жизнь, а от этих отношений она практически сбежала, ускользнула. Конечно, он своими стараниями привязать её, только всё портил, отталкивал, разрушал, но, думаю, даже если не это, всё равно она жизнь любила больше...