Больше рецензий

Dorija

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 ноября 2013 г. 21:09

2K

5

Средневековый Запад, пока он жил ожиданием желанного спасения, был миром, проникнутым страхом.

Страх голода, мора, неизлечимых болезней, адского пламени, как кары за земные грехи. При всеобщем невежестве, слаборазвитых: медицине, сельском хозяйстве, технических достижениях - страх был вполне естественной составляющей тех времён. Именно поэтому

Чудо в средние века занимает место общественной безопасности.

Если бы мы со всех сторон были окружены врагами, с которыми неведомо как бороться, наверно тоже уверовали бы в чудеса. И вот уже наивные суеверия средних веков, их вещие сны и видения, даже их религиозный фанатизм не кажутся такими смешными и раздражающими одновременно. А что ещё им оставалось?..

У меня не большой опыт в чтении документальной исторической литературы, мне практически не с чем сравнивать работу Жака Ле Гоффа, однако я оценила её довольно высоко. На мой взгляд, это очень хорошая книга, особенно для любителей истории, которые, как я, начинали с художественной литературы, но постепенно испытали потребность почитать что-нибудь более серьёзное.

Из этой книги читатель может узнать об отношении средневекового человека к пространству и времени. На самом деле я никогда всерьёз не задумывалась о подобных понятиях и своём к ним отношении, а ведь это, оказывается, так интересно.

Например, для людей античности время было чем-то вроде колеса, а вот для людей средневековья – это уже линейная прямая, имеющая своё начало и конец. По сути, у них ведь не было даже часов, по которым можно определить точное время, солнечные или песочные весьма приблизительны. Разумеется, новый год начинался не с первого января, а привычный средневековый час содержал в себе три наших современных часа. Плюс практически полное отсутствие какого-либо освещения вынуждало распределять время иначе, чем мы привыкли.

Что касается пространства, с одной стороны жители раннего средневековья вроде как были ограниченны своим тесным мирком, с другой они были легки на подъём и много странствовали, что представляется совершенно естественным, ведь терять им было нечего. Это не мещане более поздних веков, обременённые сундуками с пожитками, которые тащатся следом за каретой минимум в десяти возках. Именно поэтому, как только люди начали обзаводиться имуществом, слишком частые путешествия, а особенно те, кто их совершал, стали вызывать сильные подозрения и неодобрение со стороны общества.
Кроме того, интересно отметить, что дороги, оставшиеся ещё со времён античности, не подходили нашим странникам для передвижения, даже если бы и не пришли к тому времени в упадок, уж слишком они были прямыми и открытыми. Средневековый путник предпочитал кривые тайный тропки, на которых чувствовал себя укрытым и потому более защищённым. О перевозках на дальние расстояния и говорить нечего, они практически не существовали.

Конечно, много места в книге посвящено христианской религии. Как видоизменялась церковь: её деление на множество монашеских орденов, появление еретиков и, как следствие, возникновение святой инквизиции; что представляли из себя церковные священнослужители, да и сами верующие, их взаимоотношения со светской властью, отношение к инакомыслящим, будь то мусульмане, язычники или отколовшаяся от католической церкви Византия; понятия Бога и Дьявола и многое-многое другое.

Затронуты так же развитие культуры, наук и искусства, отношение тогдашнего человека к войне, представления о героизме, понятие чести, наконец. К примеру, если для человека античности идеалом была справедливость, то для человека средневековья таким идеалом стала верность. То есть отныне человек призван был служить, не справедливости, но лишь тому, кому он дал клятву верности, даже если господин его попирал законы справедливости на каждом шагу - верность ценилась превыше всего.
И вот пока читала, мне интересно стало, а что же служит идеалом для человека наших дней? Долго обдумывала я этот вопрос, но ответа на него так и не нашла.

Знаю одно, я во многом пересмотрела свой взгляд на средневекового человека, лучше поняла его образ жизни и восприятие окружающего мира, непосредственно из этого образа жизни вытекающее. Осознала, насколько мы люди современности отличаемся от них тогдашних, хотя кое-что из сформировавшегося в средние века присутствует в нашей жизни и сейчас. Осознала и в очередной раз порадовалась, что мне посчастливилось родиться в наши дни.

За совет спасибо, Zatv .

Комментарии


спасибо за такой подробный рассказ, Ирина... А я как раз в параллель вам прочитала две художественные книжки про Средневековье... Умберто Это и Томаса Манна. Кстати, несмотря на их художественность мысли во многом схожие. И вы мне помогли некоторые вещи осознать именно в единстве. Спасибо!


С тех пор как прочла "Имя розы" я постоянно ищу что-то подобное, но до сих пор так и не нашла. :) А "Избранника" беру на заметку, это должно быть интересно. :) Так что вам спасибо за наводку! : ))


честно говоря, "Избранник" на меня произвел более сильное впечатление. Он тоньше, глубже... В нем столько слоев, и такие стилевые игры блестящие! А еще ирония... Хотя вот объема мне было мало... Мог бы и на два тома махнуть - он умел... :)


интересно, что про нашу цивилизацию напишут много лет спустя :)


ничего хорошего хД


Ирин, это совет из флэшмоба? Я еще не читала совет Zatv


Из игры "ТТТ", я во флешмобе не участвую, так как попробовав пару раз поняла, что это не для меня. Совет, но не совсем. :) В том смысле, что я просила выбрать какую-нибудь книгу из моей же подборки по истории.


А мой нынешний моб просто конфетка. Хотя и прошлый был очень удачный. Правда, я число книг сокращаю все. Устаю много читать по указке. Хотя указка эта вроде и приятна. Но много же еще по работе читаю. На будущий год 5 планирую взять всего. Но решила нонича рискнуть: все советы будут от случайных желающих. В адекватности советов моих друзей я убедилась. Их я попрошу о совете и без моба.