Больше рецензий

6 ноября 2013 г. 18:46

689

5

Через невнятные образы, наркоманский бред, смешение персонажей, всевозможное описание стоящих членов и упругих задниц прорываются две основные сюжетные линии. Первая идет от лица детектива, "частного ока", Снайда. Время действия - двадцатый век. Вторую ведет некий молодой парниша-юнга, участвующий в партизанской войне против испанцев. Ориентировочное время 1700 год. Оба повествования ну никак не связаны между собой. Вначале.
Вот позже начинается нечто, что джанки зовут приходом.
Обе линии спутываются в клубок, наслаиваются друг на друга. И не понятно где какое время, персонаж и место действия. Это сбивает с толку.Но если вдуматься, то разница между ними не так уж и велика.
У.Берроуз рассказывает нам историю о шести городах Красной Ночи, в которых фраза "Ничто не истина. Все дозволено" трактуется по-разному:

"Тамагис - это открытый город враждующих идеологий (...). Здесь все настолько истинно, насколько вам это кажется, и все, что сойдет вам с рук, дозволено. Ба'адан - этот город отдан на откуп конкуренции и коммерции (...). Все истинно и все дозволено. Йасс-Ваддах - этот город - цитадель женщин (...). Здесь представленывсе оттенки половых мутаций(...). Здесь все истинно и ничто не дозволено никому, кроме дозволяющих. Вагдас - это университетский город, центр науки (...). Полная дозволенность проистекает из полного понимания. Науфана и Гхадис - города иллюзий, где ничто не истинно и, следовательно, все дозволено."


Вам это ничего не напоминает? Современные города состоят из слияния этих шести. Как человек из слияния семи грехов. Города Красной Ночи похожи на олицетворение грехов своих небоскребистых соотечественников. Наверное, это первое, что позволило мне примириться с временными прыжками в сюжете.
Следующее, что стирало грань между веками, это персонажи с одинаковыми именами и внешним видом. Например, Джерри. В одно время юнга, в другое - жертвенный мальчик. Или близнецы Игуаны. Еще один мостик через пропасть времени. Война с Испанией. Насаждение Правил партизанами в захваченных испанских городах.

"Правило первое: ни один человек не должен сидеть в тюрьме за долги (...). Правило второе: ни один человек не может сделать другого рабом(...). Ни один человек не может никоем образом вмешиваться в религиозные верования и практики другого(...). Правило четвертое: ни один человек не может быть подвержен пытками ни по какой причине(...). Правило пятое: ни один человек не может ни препятствовать сексуальным обыаям другого, ни навязывать другому любой сексуальный акт помимо его воли (...). Правило шестое: ни один человек не может быть предан смерти, кроме как за нарушение Правил."


Обратите внимание, что все эти правила касаются свободы, равноправия, справедливости и прочего такого же несбыточного. Это тоже роднит все временные линии.
Ближе к концу начинается полный хаос. Действия развиваются непонятно где. Космодромы, шесть городов, бунт, современное оружие, мутанты, вирусы, героин. И пик абсурда сменяется полнейшим разочарованием от осознания того, что все это бред больного. Вроде все, конец. Ан, нет. В последних двадцати страницах мы видим как временное колесо делает еще оборот. Спрашивается, зачем? И У.Берроуз дает ответ:

"Путешественник должен начать с Тамагиса и продолжить свой путь в названном порядке через все города. На это паломничество может потребоваться не одна жизнь".


Я рассказала только о нескольких элементах сюжета, на самом деле эта книга похожа на многогранный кристалл. Читаешь, перечитываешь и каждый раз находишь что-то новое, ренее ускользавшее от тебя. Тот, кто взял эту книгу просто почитать, убить время в автобусе или на работе, не сможет ее адекватно оценить."Города Красной Ночи" как большая головоломка. С разбега ее не взять, тут придется поломать голову.
С радостным предвкушением буду открывать вторую книгу.

Комментарии


благодарность за рецензию!