Больше рецензий

14 ноября 2022 г. 17:29

2K

5

Всегда тяжело делиться впечатлениями от столь культовых произведений. Но, все таки, выскажу свое ощущение от книги.

Булгаков был тесно связан с верой, православием, Библией. И именно это натолкнуло меня на библейское русло.

Не буду приводить конкретные цитаты из Библии, предпочитаю описание сути своими словами.

Создал Творец Адама, из его ребра Еву, поселил в Едеме. Разрешил пользоваться всеми благами, но и ограничил кое-что: вкушать плоды одного из деревьев.

Чуть позже прибыл Змей искуситель и убедил Еву сорвать плод. Именно это она и сделала, при этом угостив Мужа.
Творец разгневался и изгнал их из Едема, также, прогневавшись и на Змея.

Воланд представлен отрицательным (Змей). Он искушает Маргариту перейти на темную сторону, изменить мужу, и она поддается.Ну, и, собственно в итоге, лишается всего. Она неплохо жила, все при ней. Можно назвать ее прежнюю жизнь при всех благах (Едем), которых после она лишается (перспективы будущей жизни совсем иные).
Но. Они счастливы. Наконец, обрели настоящую любовь. То есть, через грех достигли чего-то настоящего.
Так, может быть, не все так просто в этом мире?

Ветка комментариев


Ну, с такой трактовкой не согласен. Маргарита изменила мужу до того, как встретила Воланда.
На самом деле книга просто не дописана, и что там конкретно хотел сказать Булгаков, была ли у него какая-то прям сквозная объединяющая все сюжетные линии идея - трудно сказать. Иисус у него вроде не сын божий, а обычный человек, которого и зовут как-то обычно Иешуа. Но зато дьявол самый настоящий.
Персонажи путаются в собственной морали и идеях, которые сами же и высказывают. Думается мне, вся книга была написана просто для того, чтобы посмеяться над научным материализмом.
Но чтобы решить такую задачу, нужно предложить что-то больше, чем аргумент вроде "Тебя переедет трамвай, значит, быть атеистом нехорошо". Или вот это вот: "Свет не может без тени, значит, добро не может существовать без зла" и прочие тривиальные вещи


Да у него всех там зовут не так как положено. В те времена не могли назвать еврейского ребенка греческим именем, поэтому он получился Иешуа (что то, вроде, русское Ольга, английское Хельга). Но то, что это именно он - сомнений нет.
И библейские отсылки, в связи с этим, явно прослеживаются.
Да, уточнить ничего мы уже не силах, но предполагать вполне возможно)

Ну да, понятное дело, что имеется в виду тот самый Иисус, который из библии, просто Булгаков пытается подчеркнуть, что Иисус в этой версии обычный-преобычный человек, не совершающий чудеса, просто очень хороший и добрый. Да, он там каким-то образом унял головную боль у Пилата, но это объясняется тем, что он просто хороший психолог. Мало того, в отличие от библейского Иисуса, этот Иисус не хочет быть сакральной жертвой и даже советует Пилату его отпустить прямым текстом.
Ну, а потом ВНЕЗАПНО выясняется, что Иешуа после смерти тоже стал сверхъестественным существом, бессмертным духом, обрел власть и полномочия и даже может командовать Воландом. Как?!
И за что Иешуа такая честь? Просто непонятно. Да, он стал невинной жертвой режима и был казнен ни за что. Но тогда получается, каждый, кто невинно пострадал, был распят, повешен или расстрелян, тоже имеет право принимать решения, кому там в рай попасть или в ад. Например, Жанна д'Арк. Чего Жанну д'Арк не спросили? Или Галилея. Или любого из безымянных жертв многочисленных геноцидов и казней на протяжении всей человеческой истории. Чем они хуже вот этого Иешуа? Решительно непонятно.
Видимо, Иешуа получил такую власть лишь потому, что его именем назвали религию


Потому что Иисус был сыном Творца, потому что Иешуа его символизирует  в этом произведении.
Вы так очень глубоко пытаетесь вкопаться.
А какую литературу вы предпочитаете с таким упорством? Иногда просто тоже хочу чего то сложного, а что искать не знаю.