Больше рецензий

TamaraLvovna

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 ноября 2022 г. 12:53

370

4 Real life

Прочитала последнюю страницу, закрыла книгу, пошла на кухню, поставила чайник, включила радио — зазвучала песня Михаила Круга, в ней были такие слова: "но не "очко" обычно губит, а к одиннадцати туз". Весьма кстати, — подумала я.

К одиннадцати туз — это двадцать два. Именно такое число рассказов вошло в новый сборник Снегирёва. И, если в известной карточной игре, двадцать два — это перебор, проигрыш, то в игре, под названием современная русская проза, двадцать два рассказа Снегирёва выглядят убедительной победой. В них есть всё: и жизнь, и слёзы, и любовь, и смех, и грех, и смерть, и надежда, и спасение. Всё, как в нашей real life. Для меня это имеет принципиальное значение, ибо я считаю, что реалистическая литература должна не подражать жизни (подражание — это всегда приблизительность, условность), а отражать её, как зеркало, с точностью до последней чёрточки. У Снегирёва это получилось. Во всяком случае, большинство рассказов выглядят весьма убедительно.

Хвост виляет собакой, или всё же собака виляет хвостом? Один мой знакомый сделал мне замечание: вообще-то, это жизнь подражает искусству, а не искусство — жизни. Да, очень красивый тезис, парадоксальный, придуманный ещё Оскаром Уайльдом, а потом миллионы и миллионы раз повторённый всеми, кому не лень, к месту и не к месту, но не работающий, совершенно бесполезный. А вот высказывание Николая Добролюбова актуально и по сей день: "Не жизнь идёт по литературным теориям, а литература изменяется сообразно с направлениями жизни". На самом деле, конечно же, искусство (литература) подражает жизни — "так было, так есть и так будет всегда".