Больше рецензий

Alina_Shtein

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 ноября 2022 г. 10:26

154

4.5 “Дороги сплелись в тугой клубок влюбленных змей”

Эта книга — небольшая исследовательская работа на тему лабиринтов. Несмотря на кажущуюся странность темы, это весьма увлекательный эпизод биографии всего человечества: с древнейших времен люди рисовали, строили и даже танцевали лабиринты. Зачем? Почему? С чего все началось? Такие вопросы ставит автор и на протяжении всей книги последовательно отвечает на них.

Именно эта последовательность радует при чтении: все раскладывается по полочкам, еще и приправляется интересными фактами. Например, раньше я не знала удивительную индонезийскую легенду о Хайнувеле, которая перекликается с греческим мифом о Коре-Персефоне. Не знала, что каменные сооружения в форме спирали (да-да, это тоже лабиринт) встречались даже в Северной Европе.
Очень понравился разбор отличий между античной философской идеей и мифологической идеей в контексте, опять-таки, истории лабиринтов: античный философ воспринимает идею жизни как полярную противоположность смерти, однако мифологическая идея, лежащая в основе серамских мифов о Коре, объединяет реальность жизни и смерти. И кажется невероятным, что столь масштабная и сложная идея возникла не в рамках античной философии, а в мифологии первобытных народов.

Вместе с автором мы приходим к выводу, что греческий лабиринт есть одновременно: 1) мифическое здание; 2) танец; 3) изображение, в основе которого — спиральная линия.
Лабиринт связан со смертью, ведет в царство мертвых, и все же возвращает к жизни.
Средний и поздний минойский период — “эпоха жизни” лабиринта, когда его сакральный смысл еще не утрачен. Классическая Античность с ее относительно рациональным объяснением мифа о лабиринте царя Миноса (нужно было спрятать жуткого Минотавра, поэтому люди построили эдакую махину) — это “эпоха умирания” для глубочайшего символизма лабиринтов (хотя ассоциации с изначальным смыслом еще сохранились). Но лабиринт — это не просто искусно построенная тюрьма, чьи подземные ходы переплетены с идеей смерти так же, как и могила. Лабиринт, подземное сооружение, подземный мир — это формы мифа, отражающие одну и ту же суть, что доказывают легенды о спасении Дедала и возвращении Энея из подземного царства.

Самая интересная, на мой взгляд, глава описывает танец, рисунком которого является лабиринт. Он впервые упомянут и описан на страницах «Илиады»: там Гомер рассказывает о танцевальной площадке, которую Дедал построил в Кноссе для царевны Ариадны. Рисунком танца являлся лабиринт, и это предположение многократно подтверждается античными источниками. Позднее люди танцевали этот танец с веревкой (путеводной нитью), вокруг алтаря, построенного из левых рогов (налево — это в сторону смерти, ага). То есть танцоры двигались к смерти, чтобы в конце концов выйти к истоку жизни, — здесь автор упоминает про интереснейший танец журавля, чья легкая реконструкция до сих пор сохранилась на Крите.

В книге еще много, про что упоминается. Женское начало, контекст средиземноморья, способность бесконечно проходить через смерть и возрождаться, подобие солнечного пути и спирали-лабиринта….... Удивительно много информации для такого маленького объема текста!

Но лично меня очень расстроило, что не было главы с выводами. Я, конечно, написала себе конспект книги, но в научных трудах привычнее видеть не концепцию “собери сам”, а полноценное исследование с введением и заключением.

Книга подойдет всем, кто интересуется историей и мифологией и любит там наблюдать любопытное явление “everything is connected”.