Больше рецензий
31 октября 2013 г. 16:08
392
5
РецензияСначала немного скучных данных: роман «Пармская обитель» был задуман в 1830 году, первое издание вышло в свет в 1839-ом; события, описываемые в романе, охватывают период с 1796 года по, приблизительно, 1829-ый год, действие происходит в Италии, автор книги – француз.
Учитывая всё вышесказанное, не странно ли, что «Пармскую обитель» я восприняла как рассказ о своих далёких и славных предках?! Когда истории жизни превратились в легенды, некоторые реальные факты давно забыты, а вымысел, наоборот, приобрёл убедительную силу правды. Конечно, не из тщеславного желания почувствоваться себя «родственницей» высшей итальянской аристократии, а совсем по другой причине: как говорил Андре Жид об одной трагедии Расина «нам известно, что никогда ни один отец не мог так разговаривать с сыновьями, и несмотря на это (мне следовало бы сказать, именно благодаря этому), все отцы и все сыновья в этой сцене могут узнать себя».
О Стендале и его творчестве писали многие мудрецы: Л.Толстой, Бальзак, Моруа, - мне бы хотелось остановиться на двух основных ошибках, которые, как мне кажется, может совершить современный читатель при восприятии и оценке «Пармской обители».
Во-первых, заблуждением было бы считать всё, происходящее в романе, описанием действительных событий или рассказом о реальных людях. Набоковский постулат «великие романы — это великие сказки» особенно справедлив для произведений Стендаля! И хотя в основе «Пармской обители» лежат истории жизни Бенвенуто Челлини и Алессандро Фарнезе, это совершенно вымышленная история. Реальные события Стендаль перевоплотил в соответствии с принципами своей философии, согласно которой мир - лишь «средство для воссоздания иллюзий», и получилось великое произведение искусства. Поэтому все неправдоподобия, вроде «многословного» общения Фабрицио и Клелии картинками с буквами алфавита или «странного» финала, нужно воспринимать соответственно.
Вторая ошибка, которой редко удаётся избежать читателям XXI века при знакомстве с романом века XIX-ого, – это оценка событий и поступков героев с позиции настоящего времени, современных правил и обычаев. Нам трудно поверить в подобные проявления благородства, представить, что можно заболеть от любви (по-настоящему, без притворства), а от раскаяния – даже умереть. Невероятно сложно современному читателю-разночинцу хоть на мгновение увидеть мир глазами титулованного итальянского дворянина; сложно, но возможно. Поверить в истинную любовь, которая возвышает душу и позволяет подняться над страстями, оценить иронично описанные интриги Пармского двора, восхититься легкомысленной женственностью герцогини Сансеверина и удивиться забавным приключениям молодого красавца Фабрицио (и назвать графа Моска любимым литературным героем, но это уже личное)… Наверное, именно тогда читатель сможет стать тем самым избранным, happy few, для кого и писал Стендаль!
Кто-то может сказать, что книги Стендаля устарели, герои его романов нелепы, а описываемые события – неправдоподобны. Но «Пармская обитель» сегодня - это противоядие от пошлости окружающего мира, прикосновение к величию духа, где всегда побеждают благородство, честь и мужество. И именно в романах Стендаля содержится простой и вечный секрет счастья: «Друг читатель, проведи свою жизнь в любви и в высоких устремлениях».