Больше рецензий

octarinesky

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 октября 2013 г. 17:01

3K

2

Как же сильно отличаются вкусы у людей, думаю я, глядя на самый знаменитый роман Гюго. Глядя на толпу обожателей и на печально плачущую меня в сторонке.
Уже третий раз за месяц все водят счастливые хороводы вокруг литературных шедевров, а я стою с краю и не понимаю, почему все эти люди пляшут. И остается впечатление, что меня обделили и недодали: будет здорово, сказали они; это шедевр, сказали они.
И - нет.
Я понимаю, что, наверное, оценивать классику смешно - как говорится, миллионы мух... А, с другой стороны, почему бы и нет. Нет людей заведомо великих, всех их из толпы выделяет только людское признание. Оценка же - вещь чисто субъективная, и говорит не столько о самом тексте, сколько о твоих читательских взаимоотношениях с ним.

Делать нечего, - сказал он, поудобнее устраиваясь на этом ложе, - приходится смириться.


Любите ли вы Гюго так, как сам он - лирические отступления? Если нет - бегите, глупцы.
Вообще, лично я - люблю, но вот чтобы столько - нет. Да проблема даже не в том, что их много, или что Гюго, как всегда, многословен, я бы даже сказала, многоводен, как океан средней руки. Проблема в том, что я не знаю Парижа, не люблю его, и все эти названия улиц, сливающиеся в один невнятный ком французского прононса, это почти то же самое, как читать двоичный код - смысла оттуда выносишь примерно столько же, тонешь в этих терминах, а текст за счет чисто эстетической составляющей и красоты владения словом, увы, не вытягивает. Потому что Гюго, конечно же, гуманист, образованный человек, но, увы, все же не мастер слова такого уровня, чтобы можно было писать нудятину, а все бы захлебывались от восторга.
Хотя, в общем-то, все и захлебываются, поэтому, поправка: конкретно на мой взгляд, язык его вполне обычен.

В этой свадьбе с разбитой кружкой было нечто наивное и допотопное - мне это понравилось.


Вот мне тоже сначала более-менее понравилось, а потом запал, увы, прошел.
Герои оказались лично мне неприятны, поэтому сразу пропала изрядная доля заинтересованности в происходящем. Хотя нет, ладно, Джали мне понравилась, но это же, простите, козочка, пусть и обаятельная и ласковая.
Феб неприятен - слишком блестит на солнце, как всем известный товарищ, но при этом трухляв внутри. Фролло почему-то очень раздражал, а Квазимодо... понимаете, он отталкивающ, и нет в нем этого компенсирующего надрывного страдания, на мой взгляд, которое могло бы спасти все дело, и поэтому формула "страшный снаружи, прекрасный внутри" оказывается тут бессильна.
С сюжетом тоже печально, все эти внезапные нахождения родственников, воссоединения, потери, и, традиционно для Гюго, всеобщее гроб гроб кладбище могила.

Я ждала истории изломанной любви и страдающих людей, а в итоге получила манифест в защиту Собора, гимн обожаемому Виктором Гюго Парижу и приделанный к этому сюжет, больше тянущий на хороший большой рассказ.

P.S. Вторая книга в этом году с отрицательной оценкой, при том, что вот как раз в этом-то романе я была уверена и все рвалась его прочесть.

Первый ход в игре "Книжное путешествие".

Комментарии


Основное в любви к Гюго - это любовь к страданиям, к нездоровым эмоциям, которые зачастую надуманы и высосаны из пальца. Кому-то, очевидно, их в жизни не хватает. Кто-то ими питается. Ну и мораль, естественно, правила, жить по графику


Ну, каюсь, я была уличена в любви к Гюго: мне в "Отверженных" то и дело начинало нравиться высосанное. Например, то же письмо Мариуса, в котором он восторженно втирает за любовь. Там у молодого поколения все не так уж плохо, пусть слишком наивно и возвышенно. Да и отрицательные персонажи цепляют взгляд. Тот же Монпарнас, которого чертовски мало, обрисован любопытно.
Впрочем, там и героев-то как в "Войне и мире", есть из кого выбирать. А вот тот же Жан Вальжан погружал в уныние.
Хотя, подозреваю, что фишка была в том, что меня в свое время протащило по мюзиклу, и к моменту прочтения почва была подготовлена.

Ну и мораль, естественно, правила, жить по графику


Больше, больше морали! Пусть все идут путем праведников!


Мораль, которую любят и которую навязывают. Если с этой точки зрения рассматривать "Отверженных", то у Гюга все герои однотипные. Кроме супругов Тенардье


А как же всякая шваль вроде "Петушиного часа"? Но вообще да, отрицательных персонажей мало, зато Тенардье хороши.
Я вообще навязанное морализаторство не люблю, но сверхдозы там только в Вальжана вбуханы, поэтому можно закрыть на это глаза.


Жавер, который не может жить, если что-то неправильно. То же самое, только другая форма. Мариус с его революцией - тоже самое. Детей в расчет брать не принято, так как они несформировавшиеся личности, но тем не менее - гибель Гавроша является отображением норм общества. Пионерам-героям тоже в мозг влезали, чтобы они под танки бросались


Жавера все время там сравнивали с тигром, а по-моему, следовало бы с черным дроздом - у этой птицы песенка звучит похоже на фразу "зачем жи-и-ить". Самая печаль в том, что вот Жавера так переломало, а мы узнаем об этом, фактически, заметкой в газете. А ведь такой психологический потенциал дядя Витя в Сене утопил.
Гаврош при этом вызывает симпатию, как ни крути, хотя и пионерствует по-черному, тоже с намеком на мораль.


Гавроша жалко. Ребенок, жертва политических баталий и придуман Гюгом. Нужно было его судить за издевательства над детьми


Да что уж там, у Гюго процент выживания героев - величина бесконечно малая, особенно, если дело касается сирых, убогих, обделенных жизнью и хороших.


Вдвойне мерзко то, что сам Гюг к жизни отверженных имел отдаленное отношение. Поэтому во все эти песни о том, что он хотел всколыхнуть общество и обратить внимание на проблемы обездоленных, мне видятся несостоятельными. У него был просто нездоровый интерес к низкому


Я, по-моему, у Вас же в одной из рецензий на Толстого видела клевую историю о том, как Лев свет Николаевич ходил по домам умирающих и спрашивал, каково оно.
Ну вообще у Гюго цели везде подозрительно высокие: помочь обездоленным, защитить собор от сноса.


Цели - это может и неплохо. О Толстом это я у Бунина вычитал, по-моему


Мне так нравится, с каким умилительным постоянством вас минусуют.
Но если человек хочет реально добиться поставленного, то роман это хорошо, но надо действовать активнее и быстрее, как мне кажется.


Революции не устраивают, они назревают. Минусы - это хорошо. В противовес плюсам, вопреки бытующим мнениям, существует не минус, а ничего. И это хороший пример того, что минусуют не фразам, а людям. То, о чем мы с Вами говорили - мнение большинства и общества, которое не обязательно правильное


Ну, минусы - это удобно в том плане, что ты вроде как кинул башмаком в человека, но анонимно, сам при этом весь такой дружелюбный, не выбиваешься на общем фоне уюта. И больше всего людей набегает, действительно, обычно как раз тогда, когда кто-то идет против общественного мнения.
"В интернете опять кто-то не прав", как известно


Минусы люблю больше, чем плюсы)) Так приятно, когда минус 20. Это означает, что боооольшууую толпу задело за живое


Скандалы, интриги, провокации


Главное, что нескучно


Да вы кино посмотрите, октаринески, то, в котором Джина Лоллобриджида снимается. Он же романтик, чего тут долго говорить, ясно, что преувеличивает


Воу, я сначала мне поняла, что это так мой ник прочли. Вообще это octarine sky - привет Пратчетту.
А за совет спасибо


Похоже на румынскую фамилию: Октаринэску :)


Хмхм, начать что ли говорить, что так и задумывалось? :)


Начать, потому что именно так и выглядит :)


Вот так вот все и выходит: задумывалось одно, а в итоге все выглядит совсем иначе, эх.


Ну, интернет знает и более печальные примеры :)) Вам, можно сказать, ещё повезло.


С удовольствием прочитала. Отличная рецензия! И дело даже не в позиции автора, с которой я полностью солидарна, а в том, что написано очень искренне и независимо, без оглядки на огромный сложившейся авторитет книги.


Преимущество ЛайвЛиба, на мой взгляд, как раз в том, что на авторитеты здесь никто оглядываться не заставляет. Читательские мнения ценны именно индивидуальностью, неповторимым авторским/читательским взглядом.


Мне это как раз здесь очень нравится, и нравится, что даже в ругательных рецензиях обычно присутствует не просто поливание помоями, но что-то осмысленное, а иногда и въедливое и забавное, так что даже негатив на любимую книгу читаешь спокойно или даже с улыбкой.


Если не ошибаюсь это и был "манифест" Гюго в защиту Собора, просто пришлось приводить в вид художественного произведения. Чтобы читали. А вообще рецензия написана интересным языком, хоть я и обожаю Гюго и этот роман особенно)


Да, я знаю, что это и был манифест.
С романом, увы, не срослось, а вот мюзикл иногда переслушиваю в оригинале. Мюзикл, кстати, был еще одним поводом, из-за которого так рвалась прочесть, но если с "Отверженными" (которых я почти дочитала и действительно с удовольствием) это прокатило, то тут почему-то нет :с


А мне Фролло понравился.
Феб, Эсмеральда - два сапога пара, оба пустышки. Разница лишь в положении.


Спасибо за рецензию. Мне нравится, что Вы высказали своё мнение без оглядки на мнение каких-то оскорблённых (судя по минусам) почитателей этой книги.
Я не люблю читать только положительные рецензии. Мне иногда интересно узнать две разные точки зрения, особенно о классике, которую читают все подряд и над которой принято ахать-охать.
И знаете, часто я больше доверяю отрицательному мнению)
Так что - спасибо Вам, книгу я читать не буду.


Спасибо, конечно, но так категорично вы зря.
Классика - вещь проверенная, и шансов, что вам понравится, в среднем больше, чем у случайно взятой современной книжки. Потому что современная литература представлена в огромном объеме, еще не отсеянная временем, а классика - это то, что осталось на плаву даже спустя века. Поэтому из-за одной отрицательной рецензии не стоит так категорично ставить крест.


Я ставлю крест на книге благодаря именно этой рецензии, а не любой отрицательной, т.к. знаю, что у нас совпадёт мнение, если я начну читать. Лирические отступления и прочую тягомотину я не выдержу)


tanyalazar, вы смешно выразились. Выглядит так, как будто вы специально ищите такую рецензию, которая позволит вам всё-таки не читать книгу :)


Меня в романе "тягомотина" не смущала, ну длинновато, но не раздражает. Но есть глубочайшее удивление...неужели куча народу искренне считает Гюго гением? Его французский язык я оценить не могу, возможно он и вправду является его "отцом". Всякие заявления, мол он антибуржуазный, народный писатель я оставляю для совковых времен, когда качество литературы оценивалось исключительно по тому, есть ли в произведении разоблачения капиталистов и симпатии рабочему классу. Возьмем литературу в чистом виде. Сюжет -дешевенькая мыльная опера. Герои - ходульные персонажи, в которых слабенько проглядывают человеческие черты. Они все из черно-белой гаммы, утрированы до безобразия. Если уж страсти у Фролло, то накаленные до предела, до шизофрении. Если уж Эсмеральда наивная, то наивная до полнейшего идиотизма. Если уж мамаша Эсмеральды страдает по потерянной дочке, то непременно три раза в день бьется головой об камень 16 лет ежедневно. Каждый герой на пределе - легкомыслия, ничтожества, подлости или страдания. Это не роман, это бразильский сериал, где все понарошку и очень сгущенно. Жил бы Гюго в наше время, писал бы сценарии для турков или латиноамериканцев. К тому же Гюго бросает от описания к описанию, сцены романа слеплены грубо, нет плавного течения повествования. В общем, многословный кусок ваты.


Прочитала "невнятный ком французского поноса".