Больше рецензий

25 октября 2013 г. 05:48

465

Вслед за книгой рассказов «Иджим», или одновременно с ней, Роман Сенчин выпускает «Абсолютное соло». По роду литературы тоже проза, но более крупный жанр: повести, истории, всего пять подобных произведений.
Всегда думая о рецензии, я пробую найти ассоциации, отсылки к классике русской литературы. Не общаясь напрямую с Сенчиным, не читая его интервью, могу только догадываться об имеющихся идеалах, о пристрастиях, о долгах, которые всегда есть у молодых писателях перед классиками. Да нельзя забывать и о новом реализме. Это совсем другая идеология…
Но что-то мне говорит, что всё необходимое даётся читателю из текста. И подсознательно из мозга литератора на бумагу выплёскивается личное, глубоко интимное. А также и важные вещи для анализа жизни всей страны.

Порядок размещения историй в книге заслуживает внимания. Логично, если только я не ошибаюсь, произвести акцент первым творением и соответственно завершающим книгу.
Сенчин выделил и поставил особняком историю «Абсолютное соло» и «Один плюс один». Давшее название всей книге произведение и доводит нужную настройку на волну восприятия образов, пейзажей, событий и точки зрения автора, а также героев к происходящему. А чересчур серьёзная, затрагивающая общечеловеческие ценности история является конечной.

Я не буду говорить о равноценности всего предлагаемого в книге. Читатель сам найдет значимые для себя произведения. Восприятие всегда выделит нужное душе. Это как стихи, запоминается только любимое.

Общее впечатление от книги такое, будто случился искренний разговор, без психологических уловок, но с одной целью – разобраться с ворохом противоречащих друг другу ситуаций и их осмысливанием с помощью жизненных установок. Выбирать путь, находить решения – что может быть интереснее. Этому учат с детства. Но случается усталость, к тому же ко всему привыкаешь. Отсюда и проблемы.

Можно ли назвать Сенчина писателем-психологом? В привычном понимании нет, но он досконально знает сермяжную правду-психологию, самоанализ, цели, признанный смысл жизни и всё о взаимоотношениях полов.

Более всего достойна внимания история «Гаврилов». Обобщенный образ философа в гротескных красках напоминает о долге всех мыслящих людей перед страной. Причуды, непомерная для человека нагрузка, боль за гиблое состояние общества описаны автором с одной целью – только сообща, не в одиночку, можно сдвинуть бездушие накопленных отрицательных качеств людей, тех, кто случайно встал у руля, волей судьбы, принял на себя разрушающую страну роль. Окружение Гаврилова в провинции и столице, а в основном им обязан философ своим положением, наделено автором свойствами вступать в конфликт с поступками главного героя, но не потому, что он исчадие ада. Просто в сравнении своих представлений об интеллигенте и реального Гаврилова окружающие пришли к выводу, что не к лицу, пусть на дворе и эпоха слома общественных институтов, людям, на кого равняются, чьи мысли являются проводником идей в массы, быть настолько оторванным от реального положения дел, бесполезным и напыщенным в трудную годину страны.

Об истории «Абсолютное соло». Идея востребованности человека. Не риск ценою жизни. Взамен обывательского времяпрепровождения, бездумного прожигания земных лет. Образы в истории сильные. Метафоры на поверхности. Читая текст, их не замечаешь. Они несут нагрузку только после прочтения последней буквы.
По настоянию китайских властей при восхождении должна была присутствовать медсестра. Что это шанс на спасение, или необходимая мера разумности, просчитанный ход в большой игре. Но оказывается, что девушка обречена на гибель. Что это – штрих в образ главного героя или жертвенность, любовь к мужчине, ведущая к смерти? Пусть ты сильный, тебе по плечу ответственность за других, но тихая городская жизнь без адреналина, испытаний на прочность тоже выход, своеобразный путь неповторимой индивидуальности. Понимать суть личного вклада каждого в общее дело, не обижаться на судьбу, если чего не вышло, стремиться, чтобы состояться в обществе несмотря ни на что, любить разных людей за их личную неповторимость.

Эмоционально тяжело дались Сенчину истории «Дочка» и «Друг человека». Какие громадные проблемы освещены резко, без лишних разлогольствований, широко и доступно! О молодёжи, их непростом пути, любви в жизни, детях и родителях написано достаточно. Во многом каждый из писателей сам решает то, как отобразится образ из написанного в мысль читателя. И ясно одно – именно труд создаёт человека, делает его жизнь осмысленной, да и женщины играют огромную роль в становлении мужчин. Когда однажды в пробегающей толпе ты встретишь радостное лицо, знай, что жизнь отдала этому человеку главное – способность испытывать искренние эмоции, жажду жить и пополнять исчезающий вид счастливых людей.

Пять историй Романа Сенчина. Пять преград безжалостному миру. Но надежда на лучшее вопреки всему покрывает после прочтения умы, желания, нужные мысли. Все, без исключения, найдут в книге и зеркало, и увеличительное стекло. Но в яркой, пролетевшей как комета, мысли о необходимой перемене в нашей жизни, найдётся и место для улыбки.