Больше рецензий

margo000

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 октября 2013 г. 17:28

356

5

ФМ-2013 (11/15)

"...придумал я имя для М.В. Ее фамилия — Оскина. Ничего нет проще, как называть ее Осой. Тем более что она на нее похожа и фигурой, и характером. Она не очень добрый, по-моему, человек. Во всяком случае, всегда дает сдачу, если ее заденут ученики..."

"Дома я попробовал рассказать матери о своей победе. Что ни говори, а приятно! Но она слушала меня вполуха, она литературу за предмет не считает. Только спросила:
— Она у вас молодая или старая?
— Кто?
— Ну, учительница эта новая.
— Не знаю.
...Ну а какие приметы возраста у женщин? Седина? Ее у Осы нет, хотя волосы, кажется, не красит. Походка? Оса быстрее Ветровой по коридору проносится. Толщина? Так сзади ее можно за девчонку признать, у нас в классе есть помощнее, Рябцева сядет за парту, треск идет. Только она как-то сказала, что школу во время войны кончила, значит, постарше матери, а смеется, как Антошка."

"Я смотрел на Осу и думал, что у нее много общего с Афифой, с Антошкой, что такие женщины и девчонки — люди интересные, но опасные. Влипнешь в дружбу, как в капкан. Хотя они верные. Если поверят в человека."

Оса слушала меня очень серьезно, не перебивала, а потом заявила, что мой доклад — образец того, как можно, не готовясь, болтать на любую тему. Она двойки не поставила, и я обрадовался, а она уже тогда, наверное, ко мне проявляла презрение…


Какая чудесная книга! Прямо для меня-для меня!
Написана в виде дневника старшеклассника: прям читала и видела своих учеников (у меня сейчас два 11-х класса).
Эпоха, так сказать, другая, а многое осталось прежним: и тяга к самоопределению и самовыражению, и ожидание понимания и поддержки, и сомнение в себе и в окружающих, и боязнь открыться и приблизить к себе, и нежелание глубоко проникать в душу и мир другого...
Столько всего интересного, потайного - что видишь, о чем догадываешься, а тут - пожалуйста, читай дневниковые записи познавай сущность 17летнего человека.
Хорошо Исарова пишет: веришь ей. И хочется подсунуть книгу ровесникам главного героя - поверят ли они?!.

Но в первую очередь книгу хочется предложить прочитать не молодежи (о них самих написано, может, что-то и более удачное), а взрослым - родителям и педагогам. Особенно педагогам.
Она чуть сбивает привычные акценты, чуть меняет привычный ракурс рассуждений о школе, о взаимоотношениях учителей и учеников.
Мне близок образ Осы, учительницы русского языка и литературы. И мне было очень полезно посмотреть на такого учителя глазами старшеклассника (пусть и в преломлении женщины-писательницы).

"Я ждал Осу. Почему-то хотелось на прощание услышать ее тонкий странный голос. Она всегда вроде монотонно говорила, а не оторвешься, даже когда я делал вид, что не слушаю.
Оса встала, вышла вперед, она была такая маленькая, что иначе бы мы ее не увидели за столом, помолчала. Она в начале урока всегда немного молчала, чтобы собраться с мыслями, чтобы мы успокоились.
— Самое страшное в жизни — не встретить понимания, сочувствия в трудную минуту… — начала она, и в зале мгновенно стало тихо. Даже учительницы перестали шептаться…
— А трудная минута никого не минует. Не надейтесь пройти легко по жизни…
Я никогда раньше не замечал, что она слегка задыхается.
— И я вам желаю научиться не думать только о себе, научиться любить и не быть любимыми…
Она говорила, с трудом подбирая слова.
— Только любящий человек бывает по-настоящему горестно счастлив, другие проходят всю жизнь пустоцветами, вечно голодными, вечно жаждущими, но и муку ничто не утолит, пока они не испытают боль любви.
Она улыбнулась с вызовом.
— Я желаю вам боли, страданий, мучений, трудностей, я желаю вам любви в деле, в жизни, в учебе…
Она села под недоуменные перешептывания. Некоторые мамаши, проникшие в зал как общественницы с трудом скрывали недовольство. Оса сбила праздничное настроение, и теперь никто из десятиклассников не вылезал с ответными казенными прочувственными речами."


И мне понятна приписка Осы в качестве послесловия к дневнику юноши:

"Как-то я сказала, что ему все слишком легко достается, он отстраняет все сложности жизни, даже друзей, даже любовь. Барсов усмехнулся, хмыкнул, а через день принес мне свой старый школьный дневник, как «реабилитационное сочинение».
Я листала страницу за страницей, многое вспоминалось, о многом я даже не подозревала. Крупный, размашистый почерк, юмор, ирония, но за всеми строчками все тот же человек, который светил отраженным светом чужих чувств, но сам ничего глубоко не испытывал…
Я не смогла скрыть жалость. Талантливый, сильный и такой ущербный! Даже первое настоящее чувство прошло у него как бы по касательной, он и понимал, что мимо пролетела Жар-птица, и не сделал малейшей попытки ее удержать…
Мне стало неспокойно за его будущее, я почему-то чувствовала и свою вину. Точно он тонул у меня на глазах, а я не бросилась ему на помощь, не умея плавать…"

НАДЯЯЯ!!!!! Дорогая nad1204 !!!!
СПАСИБО ТЕБЕ БОЛЬШОЕ!!!!
(Извини, что кричу во всю ивановскую, но не могу спокойно благодарить - настолько книга попала в цель!!!)
И там так хорошо написано про самоупоение! Вот чего остерегаться надо, да! (ушла думать)

Комментарии


Урррааа! Я, когда перечитывала книгу, как раз о тебе думала, Маргош! И знала почти наверняка, что это твоя книга.


в далеком детстве Ларису Исарову печатали в журнале Юность. мы, тогда еще школьники, зачитывались ее рассказами и мечтали именно о такой учительнице литературы, от лица которой были написаны все ее рассказы.


О, точно!!! Я ее видела в "Юности" (это тоже мой любимый журнал детства и вообще наш любимый семейный журнал).
А вы не напомните, что именно было опубликовано там у Исаровой?


были очерки-зарисовки. названий не помню, но одна была о девушке Птицыной, которой все было скучно, один рассказ о любви девочки из профессорской семьи (фамилию запомнила-Мещерская) к парню из плохой, его фамилию забыла, помню, что после школы он погиб.